
Сроки военных российско-белорусских учений исчерпаны. Польша, страны Балтии могут вздохнуть с облегчением. Руководство НАТО — немного снизить уровень готовности. Путин не рискнул выйти за рамки объявленной программы. В частности — задействовать ядерное оружие. Однако говорить о завершении операции "Запад-2017" рановато.
100 тыс. "поставленных под штык" армейцев свое дело сделали. Введенный в Беларусь вооруженный контингент московитов сильно испугал Европу. Более 20 тыс. военнослужащих, которых развернули в Кавказском регионе, произвели надлежащее впечатление на горцев, что также не лишне. Над Украиной нависло 55-тысячное войско, заставив принять меры защиты. Серьезные маневры, с угрозой прорубить "Калининградский коридор", прошли на границах со странами Балтии.
По полигонам ездило, летало и стреляло все лучшее, что имеют вооруженные силы РФ. Кремль показал и умение разворачивать гибридные войны, и определенную готовность к полномасштабной открытой войне.
Все это — военная составляющая крупнейших со времен завершения Второй мировой войны учений. Они имели и не менее важную политическую миссию. "Запад-2017" должен был "запустить" Путина на новый президентский срок. Дать старт его предвыборной кампании. Эта задача осталась не реализована. Большой старт завис.
Разгуляться хозяину Кремля не позволили согласованные действия членов "антипутинской коалиции". На угрозу они ответили демонстрацией готовности дать эффективный отпор.
Украина российско-белорусские маневры встретила стратегическими командно-штабными учениями "Непреклонная стойкость-2017", в которые были вовлечены другие военные формирования. Швеция 11 сентября развернула наибольшие за 20 лет двухнедельные военные учения. У них принимают участие почти 20 тыс. военных США, Франции, Эстонии, Литвы, Норвегии, а также внеблоковой Финляндии. Многонациональные учения провела Грузия. Демонстрация присутствия НАТО прошла в Латвии. Армейцы Соединенных Штатов прибыли в Эстонию. Усилила свои вооруженные силы американским присутствием Польша.
Никогда еще мир не показывал такого единства перед возможной военной угрозой. Смелости Путина в этой ситуации хватило лишь на демонстрацию танков Т-90м, Т-80бвм и Т-72б3. Но они являются лишь модернизированными вариантами уже известных советских образцов. Как и твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета "Ярс" стационарного базирования и самая мощная в мире (по оценкам самих московитов) неядерная бомба, которые Кремль показал перед началом белорусских учений.
Еще в актив Путина можно занести провокацию в воздушном пространстве Литвы. Два военно-транспортных самолета Ил-76 должны были продемонстрировать: приглашенные семь истребителей США не способны вас защитить. Однако акция вышла малоубедительной: московиты заскочили на две минуты — и сразу наутек.
Чем запомнится "Запад-2017"? Новейших образцов техники наблюдатели не увидели. Особенной слаженности — также. Специалистов мог заинтересовать разве что опыт развертывания гибридных операций.
В целом же Путин организовал изнурительное для бюджета стандартное действо неоправданных масштабов. Оно сопровождалось рядом просчетов, потерь. В частности, катастрофа сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 и учебно-боевого самолета Як-130, гибель машины управления комплекса подавления связи "Леер-3", обстрел из боевых вертолетов группы наблюдателей, во время которого ранили несколько человек и повредили мирную технику. В дни учений вооруженные силы РФ потеряли командующего воздушно-десантными войсками генерал-полковника Андрея Сердюкова (15 сентября сломал позвоночник в автомобильной аварии. — ГПУ), его заместителя, а также помощника и адъютанта командующего.
Еще эти учения запомнятся отказом президента Беларуси посетить с московским коллегой один из общих полигонов. Принять, так сказать, символический парад.
Причиной демарша Лукашенко называли разное: от протестных акций внутри страны до будто бы недостойного поведения наглых союзников. В действительности Александр Григорьевич не рискнул покидать страну, оккупированную (пусть и временно, как обещали) армией чужого государства. Он осознавал: может не вернуться в родную Беларусь. Или вернуться уже в другую страну, как было с Михаилом Горбачевым в августе 1991 года.
Политической цели учений не достигнуто. Путин не вышел из них героем.
Спасти его может или немедленная военная операция, что маловероятно при нынешнем мировом раскладе, или мягкая оккупация Беларуси, которая будет названа формализацией уже имеющегося союзного договора между двумя государствами. И тут присутствие или отсутствие в Минске президента Лукашенко не будет иметь существенного значения.
Поэтому говорить о завершении операции "Запад-2017" рановато. Подождем по крайней мере две-три недели.
Комментарии