По меньшей мере четыре дня этой недели так и не принесли решений, которые привели бы к выходу из нынешнего кризиса. Он давно уже стал затяжным. А в таких условиях работают обычно не физические кондиции противо борце в, а интеллектуальная и моральная составляющая.
Речь идет о противостоянии на всех уровнях. Если на проходе в ушке политической иглы столкнулись два Виктора, то за их спинами сгруппированы глубоко эшелонированные структуры, которые стараются оказать сопротивление на каждом клочке политического чернозема.
Для коалиции и всего ее реги онало вского хребта основным инструментом в противостоянии стала вдруг их модель законопослушности — сведение всех действий и мотиваций к вердикту Конституционного суда. Коалицианты всегда демонстрировали вторичность в применении политических изобретений, то есть тупо передирали политические практики и приемы у "оранжевых". Вот и ставка на Конституционный суд была сделана, лишь учитывая роль Верховного суда в ситуации с президентской избирательной кампанией 2004 года. Сделана в надежде, что в "правильных" руках КС превратится в Верховный политический суд. То есть примет решение не по праву президента на роспуск парламента, а по конкретному случаю.
Коалиция оказалась в роли вечного доганяла
Благодарные украинцы никогда не забудут того бело-голубого Сусанина, который убедил лидеров коалиции в безальтернативности такого инструмента, как КС. А безыдейный нанятый Майдан? Хорошо владея всем набором реги онало вского инструментария, команда Виктора Ющенко не спешит разворачивать полноценную кампанию подавлени я сопротивления. Именно учитывая долгосрочность государственного проекта, основанного с победой "оранжевых" в 2004 году. Проект творения новой украинской идентичности не предусматривает увязания в большом количестве маленьких приватизационных конфли ктико в. Как ни странно, но бело-голубые так и не осознали: тот, кто строит государство, всегда победит того, кто строит собственный капитал. Речь идет не о подавлении частной инициативы — речь идет о недопущении обогащения единиц за счет миллионов. Не говоря уже о миссии социалистов в приватизационной суматохе.
В этом смысле на баланс президента можно записать такие глобальные победы. Первая — демократизация информпространства. Вторая — социализация экономики, ведь именно под его давлением правительство Януковича начало поднимать пенсии и зарплаты. И третья — переформатирование избирательного пространства. То есть создание ситуации, при которой избирательное мошенничество если и возможно, то не более чем в двух-трех областях.
Самое главное, что выиграл президент, — это упрозрачнение экономической ситуации. Любой мошеннический шаг правительства или коалиции теперь напрямую связан с будущим результатом в избирательных гонках. А девальвация оппонентами общественной роли ряда институций, как вот Конституционного суда, ведет не только к усилению президента за счет потери доверия к институциям другим, но и успешно создает ситуацию, похожую на российскую. Виктор Андреевич успешно выстраивает украинскую модель сильного президента прежде всего через интеллектуальные, а не авторитарные методики.
Коалиция очутилась в роли вечного доганяла, утвердилась в собственной вторичности. Печальна тут роль крупных промышленников — быть вечно вторыми в связке со стайкой бело-голубых "непримиримых".
А выборы — это всегда шанс хотя бы уравняться. Но вторичная сила пока так и не осознала шанса, который предлагает ей президент.
Комментарии