— Нужно предупреждать людей. Если они хотят работать в Польше и не собираются становиться сакральными жертвами, то не стоит публично обсуждать некоторые вопросы, — говорит директор Института политического анализа и международных исследований 62-летний Сергей Толстов.
— Владимир Вятрович (глава Института национальной памяти Украины. — ГПУ) уже подпадает под новый польский закон. Если бы он попал в Польшу, у него отобрали бы паспорт и показательно приговорили бы к трем годам тюрьмы. А затем решением президента об условном приговоре депортировали бы в Украину. Кстати, уголовный приговор в одной из европейских стран может быть основанием для запрещения на въезд во всю Шенгенскую зону.
Президент Польши Анджей Дуда 6 февраля подписал закон о запрещении пропаганды "идеологии украинских националистов". Его официальное название — "Об Институте национальной памяти". Документ значительно расширяет полномочия этого учреждения в делах, которые в Польше называют "преступлениями против польского народа и его доброго имени". Закон внедряет штраф и тюремное заключение сроком до трех лет за отрицание преступлений украинских националистов. А также запрещает говорить о злодеяниях польского населения в период Второй мировой войны.
Нормы закона прописаны нечетко. Не понятно, что имеется в виду под преступлениями украинских националистов. Это создает пространство для злоупотребления. На украинцев смогут открывать уголовные дела даже за сказанное ими в Украине, а не в Польше. Возможны преследования за научные исследования, которые будут доказывать, что польско-украинский конфликт в годы Второй мировой войны не был геноцидом поляков.
После подписания Дуда передал закон в Конституционный суд.
— Политически Киев был неготов к такому повороту событий, — считает Сергей Толстов. — Последняя встреча президентов Анджея Дуды и Петра Порошенко в Харькове (состоялась 13 декабря 2017-го. — ГПУ) налагала мораторий на исторические противоречия. Но Варшава его нарушила.
Польская сторона подтверждает запланированные ранее встречи на уровне министров иностранных дел, вице-премьеров. Киев не должен их отменять. Но нужно поставить вопрос о климате, перспективах и характере двусторонних отношений. К сожалению, конструктивное сотрудничество в этих условиях приостановится.
Все это играет на руку России.
Утром 6 февраля Верховная Рада призвала президента Польши не подписывать закон.
"Откровенный диалог, свободный обмен мнениями оказались под угрозой уголовного преследования, что несовместимо с демократическими ценностями. Разжигание конфликтов между дружественными украинским и польским народами лежит в интересах общих врагов нашей государственности и суверенитета, которыми были нацистский и коммунистический режим. А сегодня — российский агрессор и оккупант", — сказано в заявлении.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон осудил решение Анджея Дуды:
— Принятие данного закона негативно влияет на свободу слова и научные исследования.
Нововведения вызвали возмущение в Израиле. Его посол в Польше Анна Азара отметила: документ позволит наказывать даже тех, кто пережил Холокост, за их свидетельства. МИД Израиля рассчитывает, что в закон внесут изменения во время рассмотрения в Конституционном суде.
В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе закон назвали "ограничением свободы выражения взглядов".
У Польши плохие отношения с партнерами по Евросоюзу
Больше 100 польских интеллектуалов подписали открытое письмо против закона. Его опубликовала "Газета Выборча":
"Изменения сделают возможным клеймение произвольно избранных лиц и этнических групп. Укрепят ксенофобские позиции, спровоцируют преступления на почве ненависти, углубят правовой, общественный, политический, дипломатический и информационный кризис", — сказано в письме.
— Под вопросом оказались наши важнейшие направления международной политики. Применение данного закона, а также понятие "пропаганда бандеризма" будят сомнения. Как это понятие должен определять суд? — говорит бывший премьер Польши Ян Олшевский, 87 лет.
Радио "Токефем" опубликовало открытое письмо польских дипломатов: "Отношения с партнерами по Евросоюзу — плохие. Разрушение отношений с Украиной лишило Польшу политической силы на Востоке. Министерство иностранных дел стало заложником политических торгов в правящем лагере, в дипломатии господствует хаос. Призываем изменить курс и перестать поддерживать экстремистские силы".
— Если украинцы в Польше будут избегать политических тем, им ничего не будет грозить. Если будут ехать туда с политической целью, демонстрировать свою позицию относительно Второй мировой и украинско-польских проблем, могут поддаваться гонениям, — говорит дипломат 46-летний Богдан Яременко.
— Закон зацепил многих. Есть реакция других стран, для которых отношения с Польшей имеют меньшее значение, чем для Украины: Израиля, США, даже Германии. Они будут пытаться повлиять. У нас ресурса нет. В наших интересах сосредоточиться на позитивных моментах в отношениях. Их много. Не стоит обострять отношения с той частью польской шовинистической элиты. На Польшу будут давить и без нас. Можем воспользоваться действиями других, не навредив собственным интересам.
Россияне радуются украинско-польским дрязгам. У нас есть определенные достижения в изображении России как страны-агрессора и нарушителя международного права. Кремлю выгодно, когда чужими руками с Украиной расправляются в имиджевом плане. Уменьшается наша возможность вести свою информационную кампанию.
Комментарии
68