420 лет назад, а именно лета Божьего 1589-го, Вселенский Патриарх Иеремия II согласился на повышение статуса Московской митрополии. На то время Патриарх находился в столице Московии с пастырским визитом и для пополнения своей обнищалой казны.
Собственно, прибыл он намного раньше, и не российское гостеприимство задержало его аж на два года. И не с молитвами разъезжал он по храмам христианской территории, которая находилась под его пастырской юрисдикцией. Константинопольского гостя российский царь в заговоре с тогдашней церковной верхушкой запроторили в тюрьму и морили голодом, требуя для страны патриархата. И таки добились своего. "Даровал" Иеремия II такую милость, потому что заставили. А до того 141 год Московская митрополия была "раскольнической", "неканонической" и "неблагодатной", говоря языком современных ревнителей.
Поэтому у наших братьев по вере в этом году не слишком круглый, но юбилей. Но даже когда дата " покруглеет", вряд ли ее будут отмечать. И не только в силу не очень выигрышных обстоятельств рождения Московского патриархата. А потому, что любой юбилей провоцирует исторические экскурсы, а при первом же таком погружении всплывет непременно 15 декабря 1448 года. Тогда впервые был избран Московский митрополит — тоже без согласия Вселенского Патриарха. Это стало возможным в результате вынужденного и временного, в силу исторических обстоятельств, переноса Киевской кафедры сначала во Владимир, а затем — в Москву. Также вспомнится 1380 год, когда монголо-татарскую орду из наших земель выгнали, но патриарший престол из северной столицы в Киев не вернули, хотя каждый из тамошних предстоятелей именовался "митрополит Киевский и всея Руси". А это все даты нежелательные, потому что напоминают о неопровержимом историческом факте: церковью-матушкой для российской является украинская церковь, а не наоборот. И что когда в 988 году был крещен Киев, Москвы не существовало даже в виде поселения.
Во времена СССР очень громко, как для атеистического государства, в конце 1948-го отметили 500-летие русской церкви, а еще через четыре десятилетия — 1000-летие крещения Киевской Руси.
И вот ровно через 420 лет после упомянутых событий на святую киевскую землю приехал Московский Патриарх Кирилл.
Нынешняя ситуация в украинской церкви в известной мере напоминает ту давнюю, московскую. С той разницей, что автокефалию у нас провозгласила не вся, а половина церкви. Но и в подчиненной Московскому патриархату части, по словам их же митрополита Софрония, есть группа, которая выступает за немедленную автокефалию. Еще одна выступает против. И есть те, которые якобы за автокефалию, но боятся сказать об этом вслух. То есть имеются серьезные предпосылки преодоления церковного раскола, который к тому же произошел не без давления извне. Нынешний глава Московского патриархата при желании мог бы сыграть конструктивную роль. Но ожидания в среде Украинской православной церкви Московского патриархата того, что Кирилл привезет решение о предоставлении ей автономии, как и надежды руководителей Киевского патриархата хотя бы на встречу с северным верховником, не оправдались.
Батюшки тоже нормальные современные люди и не на "ладах" ездить хотят
Более того, Кирилл неоднократно и безапелляционно высказывал убеждение, что идеей автокефалии в Украине живет кучка политиков, что поместная церковь здесь преждевременна и украинцам не нужна. То есть славянское христианство появилось здесь, вырастило веру, в частности для Московии, и принесло в ее земли, заплатив за это жизнью святого Киево-Печерской лавры Кукши, других подвижников, которых тамошние язычники убили за проповедь слова Божьего. А теперь все это нужно забыть и воспевать во время воскресных литургий чужеземного патриарха?
Многие, и я среди них, воспринял слова Патриарха Кирилла с обидой. Почему политик, а Кирилл выступил во время своего визита в первую очередь политиком, даже братского по крови государства должен решать, нужна ли нашему народу церковь, которую он сам когда-то построил, — и для себя, и для соседа?
Вопрос риторический. Патриархат, который возглавил Кирилл, — это огромное министерство по делам веры с солидным управленческим аппаратом и служителями, которое нужно удерживать на должном уровне. Батюшки тоже нормальные современные люди и не на "ладах" ездить хотят, да и его святость носит не "Луч", а часы швейцарской фирмы Breguet стоимостью более 30 тыс. евро. Поэтому на все это нужны деньги, а находящиеся в Украине парафии УПЦ МП составляют около половины от общего количества парафий Русской православной церкви и обеспечивают львиную долю поступлений в московскую казну. Не говоря уже о том, что с окончательным отходом от Москвы украинская церковь возвращает себе уникальный статус церкви-матери со всеми своими корнями и славной историей, а московская превращается в глазах христианского мира в церковь-дочь.
Одну из многих. Такого Патриарх Московский допустить не может. Однако поместная церковь в Украине все равно будет. Потому что уже сегодня, согласно опросу Института политики, 39% граждан Украины считают себя прихожанами Киевского патриархата, и только 24% — Московского. Следовательно, процесс построения украинской церкви исторически неминуем.
Комментарии
6