9 мая во Львове произошли столкновения между прибывшими членами пророссийской организации "Единство" и националистами.
— Если организованная заезжая группа проводила акцию, невзирая на запрещение власти, то это не детские игры, а серьезная провокация, — комментирует директор Института философии Национальной академии наук Мирослав Попович, 80 лет. — Однако и во Львове нашлись силы, решившие пошуметь. Сделали это по глупости или сознательно, это детали. Импульсом к провокациям с обеих сторон стало решение Верховной Рады о флаге победы. Депутаты хотели показать, кто в доме хозяин, а все пошло как попало.
У нас разная история. Поэтому и войну воспринимают по-разному. Западные области в 1939-ом оккупировали "советы", которые для жителей восточных областей были "своей" властью. Западников демобилизовали из Красной армии в сентябре 1941-го как изменников. Под красным флагом делали великие дела и творили страшные преступления. Сегодня один кричит: "Мы умирали под этим флагом". Второй: "Вы наших детей убивали под ним". И оба правы. На этих отличиях нас могут расколоть. В русском политикуме есть силы, инициирующие подобные акции и нагревающие на этом руки.
Мы до сих пор возимся с простыми вещами и не можем оценить такие события, как Голодомор и война. Во Франции после войны прошел судебный процесс над виновниками поражения в 1940-ом. А у нас в 1941–1942 годах было такое поражение, что американский Перл-Харбор ни в какое сравнение не идет. Но до сих пор не назвали имена виноватых. Все это — от нашего безразличия к исторической памяти. Отделять факты от мифов нужно не на площадях или на экранах телевизоров, а в научных заведениях.
Обсуждение проблемы красного флага — это вовсе не то, что нам сегодня нужно. Необходимо говорить о провалах власти — и предыдущей, и нынешней. Потому что обманутые люди могут стать жертвами разных политических сил, в частности и националистических. В выступлениях радикальных противников режима не было откровенно ксенофобских призывов, но угроза конфликтов на этнической почве есть.
Чтобы воспитать толерантность в обществе, нужно установить рамки, за которые нельзя выходить. Я с возмущением отбрасываю марш русских националистов во Львове. И не потому, что я — западник. На этом пути на нас ничего хорошего не ожидает. Политики должны прийти к консенсусу и отмежеваться от агрессивного национализма. Иначе настигнут еще большие испытания. Угроза коллапса незримо висит над головами.
Комментарии