понедельник, 01 июня 2009 16:26

"Ожидать усыновления нужно три-четыре месяца"

  Татьяна Кондратюк: ”В настоящее время больше половины усыновителей — семьи, в которых есть свои дети”
Татьяна Кондратюк: ”В настоящее время больше половины усыновителей — семьи, в которых есть свои дети”

Заместитель министра семьи, молодежи и спорта, Татьяна Кондратюк, 35 лет, считает, что нужно снять тайну усыновления.


Сколько времени сейчас приходится ожидать, чтобы усыновить ребенка?

— Дело не во времени. А в том, что большинство усы новителей хотят маленьких детей. Но малышей для усыновления мало. Наверно, потому что стало меньше отказов от новорожденных в роддомах. В последнее время больше усыновляют детей после года. Ожидать нужно три-четыре месяца. Суды теперь быстрее рассматривают дела, которые защищают право ребенка на семью. В прошлом году украинские граждане усыновили 2086 детей, еще 1500 — иностранцы. Сегодня в очереди полторы тысячи потенциальных родителей.

Изменилось ли что-то в усыновлении в связи с кризисом?

— Мы переживали, что усыновителей станет меньше. Но наоборот: за первый квартал этого года их количество увеличилось на 20 процентов.

С чем это связано?

— Наверно, люди почувствовали поддержку, заботу государственных служб — есть специальные курсы, сопровождение психолога и тому подобное. Мы больше трех лет строили схему, по которой будет несложно усыновить ребенка. Это не значит, что уменьшилось количество необходимых документов. Но повысилось качество работы служб, которые отвечают за усыновление.

Но все равно есть немало сетований на бюрократию.

— Государство должно быть уверенным в усыновителях. Ведь оно доверяет им ребенка, права которого уже нарушены. Мы не упростили ни одну справку, но облегчили систему их получения. Нельзя, скажем, отдавать ребенка без обследования жилищных условий семьи. Ведь завтра этот малыш может очутиться на улице с протянутой рукой.

Могут ли одинокая женщина или мужчина усыновить ребенка?

— Если они украинские граждане — да. Иностранцам это запрещено. Это наша страховка. Если в Украине дальнейшую судьбу ребенка мы можем контролировать, то за рубежом это сложно. Были случаи педофилии по отношению к усыновленным детям и тому подобное. Для украинских граждан есть другое ограничение —возрастная разница между усы новителем и ребенком не может быть больше 45 лет.

Так значит, после 45 лет усыновить нельзя?

— Можно. Но только годовалого ребенка, а не новорожденного. Если вам 50, вы можете усыновить 5-летнего ребенка или постарше. Это для того, чтобы родители успели воспитать и вырастить ребенка к своей старости.

Часто ли усыновители возвращают детей?

— Возвратов маленький процент. К сожалению, из-за каждого такого случая у нас поднимают необоснованную шумиху. Возвращают по разным причинам. Чаще всего — если ребенку поставили неточный медицинский диагноз, потом оказывается что-то другое, и родители морально не готовы принять это. Второй причиной может быть внутренний конфликт в семье.

Выплата на усыновленного ребенка такая же, как и при рождении первенца — 12 240 гривен

Было бы хорошо еще снять тайну усыновления. Просто объяснять ребенку: одна мама тебя родила, другая — воспитывает и любит. И не делать из этого трагедию. Большинство европейских стран уже упразднило тайну усыновления.

Как государство поддерживает усы новителей?

— Выплата на усыновленного ребенка такая же, как и при рождении первенца — 12 240 гривен. Кроме того, одному из родителей для адаптации ребенка в новой семье дают 56 дней оплачиваемого отпуска.

Сегодня есть тенденция усыновления старших детей. Часто по выходе из интерната такой ребенок социально дезориентирован: не умеет пользоваться бытовыми приборами, не может самостоятельно выйти из дома, не знает, как вести себя на улице, в магазине. Этому его нужно научить, помочь освоиться в новой социальной среде. Познакомить с родственниками, друзьями.

Кто чаще всего усы новливает детей?

— Четыре года назад это были преимущественно бездетные пары. Сейчас больше половины усыновителей — семьи, в которых есть свои дети. В основном это представители среднего класса. Для них денежная мотивация не основная.

Какие еще есть формы опеки, кроме усыновления?

— Опекунство — его оформляют в основном родственники, если ребенок при определенных обстоятельствах остается без родителей. Дом семейного типа — когда родители берут на воспитание до десяти детей. Здесь среди обязательных условий наличие большой жилой площади. Ну и приемная семья — до четырех детей. В двух последних случаях на каждого ребенка на месяц государство выплачивает два прожиточных минимума — 1250 гривен. Родители по 35 процентов от этой суммы получают как вознаграждение за свой труд воспитателей.

Эти формы по-разному развиваются. Главное — ребенок воспитывается в семье, ходит в общеобразовательную школу, у него нормальный круг общения, он социально адаптирован.

Сегодня около 6,5 тысяч украинских детей воспитываются в домах семейного типа и в приемных семьях.

Какова их дальнейшая судьба?

— Они могут быть усыновлены, часто так и происходит. В этом главное отличие западного варианта от нашего. У нас если "мой ребенок", то никому его не отдам. В Европе и США большинство людей относятся к таким формам воспитания как к работе. Они получают за это деньги и налоговые льготы. При этом честно выполняют работу "родителей", но до определенного возраста своих воспитанников. Я считаю, наш вариант "с душой" лучше их прагматичного подхода. Украинцы относятся к детям, которых берут на воспитание в дома семейного типа и приемные семьи, как к своим. Заботятся о них и после совершеннолетия — женят, помогают учиться в вузе, найти работу, обустроиться. Даже их детей нянчат как родных внуков.

Какая общая цель политики в этой сфере?

— Хотим свести к минимуму количество детских интернатов в Украине. Чтобы дети, которые остались без родительской опеки, воспитывались в семьях. В мире только 10 процентов таких детей находятся в специальных государственных заведениях. В основном это инвалиды, дети с тяжелыми психическими заболеваниями, которым нужен специальный уход и постоянная медицинская помощь.

И у нас уже есть положительный результат — в прошлом году во многих интернатах не набрались первые классы. Это достижение.

Что нужно изменить на законодательном уровне для системы усыновления?

— Четыре разы мы вносили в Верховную Раду законопроект о ратификации Гаагской конвенции — своего рода международного стандарта процедуры усыновления. Украина одна из немногих стран, кто еще к ней не присоединился. А это позволило бы проследить дальнейшую судьбу ребенка после усыновления в другую страну через официальные органы и службы. Пока такой возможности у нас нет.

Опять таки — нужно снять тайну усыновления. Улучшить систему диагностирования детей. С одной стороны, мы хотели бы открыть для усыновления больше детей со сложными диагнозами, в том числе для иностранных усы новителей. Ведь за рубежом больше шансов сделать операцию, реабилитировать ребенка. С другой стороны, при расширении этого переченя могут быть злоупотребления при постановке диагноза.

А что это за список?

— Это перечень диагнозов, с которыми разрешено усыновление украинских детей иностранными гражданами. В нем было четыре диагноза. В этом году добавили еще два кода синдрома Дауна.

Сейчас вы читаете новость «"Ожидать усыновления нужно три-четыре месяца"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть