37-летняя киевлянка Светлана проклинает тот день, когда переехала в микрорайон без какой-нибудь "нормальной" школы — сплошные лицеи и гимназии.
Чтобы устроить в первый класс сына Ивана, нужно было проходить тестирование. За полгода до этого наняли репетитора. Занимались ежедневно. Но через месяц пришлось прекратить: Светлана заметила, что мальчик стал нелюдимым, потерял интерес к играм, мультикам.
Врач-психотерапевт поставил диагноз: невроз.
— Он едва вывел сына из этого состояния, — вспоминает Светлана. — Мы уж было подумали, что в этом году нам лучше в школу не идти вообще. Однако врачу удалось сотворить чудо: мальчик опять стал жизнерадостным. В апреле пошел на тестирование.
Экзекуция, как называет это Светлана, длилась почти час.
— Учителя хотели узнать, чего все-таки мой ребенок не знает. Он читал, считал до ста, демонстрировал знание английского... Но дошло до того, что в конечном итоге заявил учительнице: ничего не понимает и в школу вообще идти не хочет. В тот же день все симптомы болезни вернулись.
Психологи сомневаются в объективности тестов
Дети, которые идут в первый класс обычной школы в своем районе, не обязаны проходить тестов. Однако школы с углубленным изучением определенных предметов, лицеи, гимназии и коллегиумы все-таки имеют право проводить экзамены. Детей сюда берут на конкурсных основах. Будущим первоклассникам предлагают выполнить специальные задания, — чтобы проверить уровень общего развития и готовность к систематической учебе. А также определить, есть ли склонность к языкам или другим "профильным" предметам. Тем шестилеткам, которые высоким требованиям не соответствуют, в лицеи или гимназии не попасть.
Требовать от ребенка знаний вне границ программы дошкольного образования не имеют права. Однако содержание и форму тестирования каждая школа определяет по своему усмотрению. Психологи в объективности таких экзаменов сомневаются.
— Даже самый гениальный ребенок может разволноваться в необычной обстановке, в недружелюбной атмосфере. И не справиться с элементарным заданием, — объясняет Светлана Ладивир, 65 лет, из Института психологии им. Г. Костюка. — Сам переход из детского садика в школу является для ребенка стрессом. Нужно думать о том, как его смягчить. А не углублять, внедряя экзамены.
Тестирование и так создает стрессовую ситуацию — независимо от результатов. А еще хуже, если после собеседования ребенку откажут в приеме в школу. Это может на всю жизнь привить ему комплекс неполноценности: "Не взяли — стало быть, я глупее всех". И хорошо, если родители сумеют объяснить малышу, что в действительности это не так.
В идеале решать, готов ли ребенок идти в школу и в какую именно, должны еще в детсаду. Однако из-за разрыва между дошкольным и школьным воспитанием будущий первоклассник часто не получает знаний и навыков, которых требуют от него на экзамене. Как следствие, говорят врачи, среди младших школьников распространяются детские неврозы. И даже "взрослые" болезни, например инфаркты.
Комментарии