Писатель Андрей Курков, 46 лет, говорит, что для многих европейцев Янукович и до сих пор пророссийский политик, а Ющенко — проамериканский.
Стали ли уже постсоветские украинцы европейцами?
— Стандартного европейского менталитета не существует вообще. Например, ирландский или португальский очень похож на наш. Наверное, потому нашим людям так легко адаптироваться к жизни в Португалии.
Но есть одна черта, которая существенно отличает нас от европейцев и мешает нам к ним приблизиться. Это наше неуважение к государству, к власти как таковой. Это плавно перешло в постсоветский период из советских времен. На Западе такого нет. И украинская элита сама в этом виновата. Она своими поступками лишь подтверждает логичность такого непочтительного отношения людей к себе.
Насколько политическая культура украинцев отличается от европейской?
– То, что у нас есть, нельзя назвать политической культурой. Это просто желание разобраться в существующем хаосе. На Западе люди знают лишь фамилию своих президента и премьера. Они не скажут, кто является лидером парламента, кто возглавляет тот или иной комитет или партию. У европейцев жизнь стабильная, потому и знать все это им ни к чему. Украинцы же имеют постоянные проблемы, поэтому ищут, кто бы мог их решить. И знают всех поименно. В то же время если у европейца возникает какая-то серьезная проблема, то она решается через гражданский протест или обращение в суд. Суды там действительно незаангажированные.
Кое в чем Украина похожа на другие европейские страны. Например, на Бельгию. Это действительно двуязычная страна с двумя разными культурами. Потому там всегда возникают какие-то маленькие социальные или экономические кризисы. И одна сторона считает, что ей лучше жилось бы без другой. Этим украинцы похожи на бельгийцев, хотя у нас никогда не было настоящего разделения. Разве что в Крыму. Во всех других регионах существует лишь разница в культуре, менталитете. Вот только украинские политики слишком часто эту разницу подчеркивают. И все партии у нас являются партиями регионов. То есть поддерживаются лишь отдельными областями Украины, имеют там большинство, однако не имеют равномерного распределения голосов по всей стране.
Восточный и западный патриотизм разные?
— Да. Например, на Донбассе людям с детства внушали, что они должны работать шахтерами, отдать всю жизнь производству. Отсюда так называемый региональный патриотизм. Ринат Ахметов — патриот Донецка, а не всей Украины. На Волыни же, например, такого нет. Потому что на западе Украины всегда было меньше советского влияния. Соответственно, там никогда не было идеологической потребности заставить людей положить жизнь за какую-нибудь химическую промышленность.
Когда-то мечтой был американский образ жизни. А сейчас?
— Само слово "Америка" вызывает в нашем воображении сразу две противоположных ассоциации. Негативную — агрессию и позитивную — свободу, деньги. В то же время Европа сегодня в глазах украинцев имеет сплошной позитив. Именно она стала теперь настоящей мечтой.
Сегодня мы к ней приблизились. Последние выборы показали демократичность и существенное уменьшение фальсификаций и негатива. Европа должна это оценить. Хотя в целом там об украинской политике знают достаточно поверхностно. Для многих европейцев Янукович — до сих пор пророссийский политик, Ющенко — проамериканский. О Тимошенко же на Западе вообще ничего не знают. Впрочем, в любой европейской стране женщин-политиков воспринимают положительно.
Что думаете о прошлых выборах?
— Они создали искусственную инфляцию. Обычно на выборы деньги ввозят из-за границы. На досрочные этого сделать не успели. Поэтому их стоимость украинские бизнесмены просто заложили в цену продукции. Яйца вдвое подорожали. В них начали вкладывать не только цену отдельной курицы, но и конкретного политического блока.
Эти выборы также были соревнованием попули змо в. Ни одной серьезной программы развития страны так и не было представлено. Почти не было идеологического противоборства. И Литвин прошел лишь потому, что не прошел Мороз. Он просто взял голоса ра зо чаровавшихся в социалистах.
Политическое расписание на этих выборах было легко предусмотреть — проигрыш Александра Мороза, частичный проигрыш президента. Выигрыш Юлии Тимошенко сформировал такую себе дву полярно сть в украинской политике. То есть "Наша Украина" теперь будет пытаться вернуть утраченные позиции — и уже не в борьбе с Виктором Януковичем, а в борьбе с БЮТ.
Ринат Ахметов — патриот Донецка, а не всей Украины
В целом для Украины наступает период временных побед, которые к окончательной победе и стабильности не ведут. В ближайшее время будет несколько больших сюрпризов. Или еще одни выборы, или искусственно созданная временная коалиция, которая лишь несколько месяцев будет придерживаться заключенных соглашений. От временного правительства Тимошенко сюрпризов будет еще больше.
Когда-то вы писали, что все проблемы Украины с Россией возникают в результате "неравномерного украинского ландшафта". Что имелось в виду?
— Это моя теория о горах и равнинах. Горы формируют нацию лучше равнин. В центре и на востоке Украины живут добрые, спокойные украинцы. У них нет того духа нации, который свойственен западноукраинским горцам. Если бы где-то на востоке Черниговщины или Харьковщины были горы, все в Украине было бы по-другому. Тогда все бы забыли, что у Днепра два берега. Нация, зажатая горами на востоке и на западе, объединилась бы без всяких дополнительных усилий. Было бы четко понятно, где заканчивается Украина и начинается Россия. И в этом случае Украине было бы намного легче формировать собственную политическую нацию и не иметь никаких недружелюбных отношений с северо-восточным соседом.
Есть у меня еще одна теория — о реках и морях. Согласно ей реки сносят людей по течению. И там, где есть река, не может быть этнически чистой нации. По Днепру к нам приходили и шведы, и варяги, и литовцы. То есть происходило смешивание, потому не существует полной этнической чистоты. И этнические отличия не могут быть абсолютным критерием. Как для того же председателя партии "Свобода" Олега Тягнибока, который употребляет слова "жиды" и "москали".
Что тормозит создание в Украине парламентаризма европейского типа?
— Пока у нас на выборах соревнуются одни бизнесмены. На Западе же парламент состоит преимущественно из профессиональных политиков. Чтобы такое было и у нас, нужно вовлекать во власть молодых людей. В Украине же этого никто не делает. Вячеслава Кириленко можно назвать молодым только с натяжкой.
Вот, например, руководство города Дунаевцы Хмельницкой области состоит преимущественно из молодых и перспективных людей из БЮТа. Они имеют там хорошую репутацию. Их политика уже привела к позитивным сдвигам. Но в Киев их никто не приглашает, не дает возможности продолжить карьеру в столице. Тимошенко не хочет лишних людей. Так же и Янукович не берет в партию молодых.
Могут ли влиять на что-нибудь моральные авторитеты страны — представители интеллигенции?
— У нас к ним никто не прислушивается. Если выйти на улицу и спросить у первого прохожего, кто такая Лина Костенко, немногие ответят. А ей очень подходит роль морального авторитета. Где-то в Германии она бы появлялась на телеэкране чуть ли не ежедневно и тем самым влияла бы на общественную жизнь. А здесь никому не нужна.
Комментарии
1