Полностью доверяет милиции 1% украинцев. Скорее доверяют — 8%. Скорее не доверяют — 36%. Полностью не доверяют — 31%. Остальные опрошенные колеблются. Такие результаты исследований обнародовал Институт социологии.
— Опросы часто используют как спекулятивный инструмент, - говорит телеведущий и полковник милиции в отставке Константин Стогний, 44 года. — Например, когда-то милиция сама проводила исследование о доверии к себе. Уровень достигал 50-70 процентов. В Германии уровень доверия к правоохранителям составляет 30 процентов. А один наш министр заявлял, что в Украине милиции доверяет половина граждан. Конечно, эти данные все воспринимали с улыбкой. Я знаю замеры, когда милиции полностью доверяют не больше 0,5 процента. И это уже ближе к правде. Потому что планка доверия упала ниже никуда. Это даже меньше статистической погрешности.
Почему уровень доверия такой низкий?
— Одна из причин: милиция — это тот карательный орган, который больше всего контактирует с людьми. Кажый день люди заходят в паспортный стол, пересекаются с ГАИ, сталкиваются с милиционерами на улице. Если бы прокуратура или СБУ так же часто сталкивались с населением, показатели доверия к ним были бы на таком же низком уровне. Ну и, конечно, без коренных реформ милиции никто не будет доверять.
Всегда ли люди так относились к милиции?
— В СССР хорошо работала пропагандистская система. Снимали фильмы, в которых показывали честного милиционера. Вся страна переживала за него. Из-за этого уровень доверия к милиции был высоким. Сейчас государство абсолютно никак не формирует образ хорошего чиновника. Если не будет изменений, народ и дальше будет настроен против этого карательного органа.
Что именно нужно изменить в системе?
— Сейчас в милиции сплошной "недобор". Нужно создать конкурентную среду, чтобы на одно место претендовало 10 человек. А для этого работник милиции должен получать хорошую зарплату. Это основное. Высокооплачиваемую работу будут бояться потерять.
Из опросов видно, что людей в милиции работает больше, чем ей доверяет. Почему?
— Это произошло из-за того, что начальники в милиции назначаются по территориальному принципу. То большинство их из Западной Украины, то из Донецка. Получается такой парадокс. Человек служит на своей малой родине, прошел все этапы службы, имеет опыт, готов стать начальником, грамотный, и вдруг — назначают кого-то, кто приводит свою команду. И человек должен объяснить жене, семье, знакомым, что он не дурак, но его должность заняли "новые", из других регионов. Ему жена говорит: что же ты 15-20 лет тянешь лямку, а начальником стать не можешь? Раньше было кумовство, а теперь — землячество. Милиция не должна быть политизирована. Такие тенденции негативно влияют на отношения между сотрудниками. Исполнители, оперативники настроены категорически против своего руководства.
Какая схема реформирования милиции больше всего подошла бы Украине?
— Если выбираем европейский вектор, то и правоохранительную систему нужно делать по западному образцу. Наработки есть. Каждый новый министр МВД отправляет группы людей перенимать опыт в страны Евросоюза. ЕС давно дал нам рекомендации по построению правоохранительного органа. В Грузии можно брать некоторые элементы — прозрачность, как в переносном, так и в прямом смысле. Международное содружество им выделило ресурс на построение прозрачных стеклянных зданий полицейских участков. А старые здания продали. Эти элементы нам также нужны. А в России свою реформу МВД оценивает как провальную.
У нынешней власти есть желание что-то реформировать?
— Среднее звено милиции хочет реформ, аж стонет. А верхушку все устраивает.
Комментарии
14