Председатель комитета по присуждению Национальной премии имени Тараса Шевченко Роман Лубкивский, 65 лет, считает, что украинская книга не должна восприниматься как товар.
Почему раньше лауреатов Шевченковской премии знали все, а теперь лишь узкий круг специалистов в той или другой сфере?
— В советское время премия была определенным идеологическим знаком в системе ценностей коммунистического режима. Поэтому ее лауреата воспринимали как очень выдающуюся личность, раз ей было разрешено получить премию, как что-то необыкновенное и даже неожиданное. Например, когда награду получил почти 90-летний композитор Станислав Людкевич. Или Елена Кульчицкая, Григорий Тютюнник или очень молодой на то время Олесь Гончар.
В современной Украине Шевченковская премия приобрела новый вес. Ею отмечены люди, которые боролись за Украинское государство. В частности, ее удостоены поэты Игорь Калинец и Василий Стус, за публицистику — Вячеслав Чорновил. Отношение к лауреатам требовательное — заставляет их отвечать определенным вкусам, оценкам, представлениям и критериям.
Но мы живем в непростое время. Размыты определенные эстетичные ценности. Идет безудержная атака на национальную самобытность. Все заменяется какими-то всеобщ ими либеральными ценностями. Все, что знаменует традицию и духовную преемственность, подвергается остракизму. Такие газеты, как "Сегодня", "Киевские ведомости", "2000", специализируются на шевченкофобии. А это уже часть украи нофобии, ненависти к Григорию Сковороде, Лесе Украинке, Мазепе, Петлюре, борцам, воевавшим в рядах ОУН-УПА.
Должно ли государство способствовать донесению произведений лауреатов Шевченковской премии к людям — печатать за бюджетные средства их произведения и другое?
— Такое делается, но пока еще мало. Пять лет тому назад началось издание за государственный счет серии "Шевченковские лауреаты". Уже увидели свет около двух десятков книг для библиотек. У нас были большие планы. Но в прошлом году вышли едва ли две книги.
Как комитет оценивает выдвинутые на получение премии произведения?
— В этом году у нас было около 60 представлений. В своем решении ориентировались на имена и произведения, которые ярче всего представили современный художественный процесс. С одной стороны, при этом следует отдавать дань традициям, с другой — отметить модерн как перспективу искусства. Следует также видеть всю Украину, а не только, скажем, Киев. Есть еще такие мощные регионы, как Львов, Закарпатье, Восток. В прошлом году премию получил Григорий Гусейнов из Кривого Рога за роман "Господние зерна". Такого произведения в нашей литературе еще не было. Я бы назвал его сагой украинской жизни ХІХ–ХХ веков. Стал лауреатом Анатолий Кичинский — очень проникновенный лирик из Херсона. Игорь Качуровский — интересный прозаик, поэт и переводчик из Мюнхена. В этом году мы проголосовали за Остапа Лапского — выдающегося современного украинского поэта из Польши. А самым главным номи нантом является переведенная отцом Рафаилом Турконяком на современный украинский язык "Острожская Библия". Впервые за свою тридцатилетнюю работу этот священник получил признание как выдающийся переводчик.
Лауреат получает 100 тысяч гривен
В настоящее время и количество премий стало большим — десять. Хотя в этом году присуждено девять. Наша жизнь стала не такой щедрой на гениев, но талантливых произведений много.
Сколько получает лауреат?
— Сто тысяч гривен. Но мы будем просить президента увеличить сумму с учетом реальной стоимости гривни. Материальная часть премии — это очень важно. Раньше советская идеологическая машина поощряла избранных, давала им высокие гонорары. Сейчас украинский писатель или художник не имеет гонораров, мастерской, приходит в упадок отечественное книгоиздание. Поэтому получить Шевченковскую премию — это большой материальный стимул. Но все же настоящее признание лауреата заключается в том, что он ощущает себя среди почитаемых на высоком государственном уровне художников.
Готова ли украинская творческая интеллигенция сегодня, как когда-то, быть носителем высокого духа и передовых идей?
— Сейчас редко кто прислушивается к голосу украинского писателя и общественного деятеля. По-видимому, значительная часть людей из власти не читают их произведений. В Украине нет направленной на многие годы вперед идеологии — в отличие от тех же наших соседей. В западных странах такая идеология давно оформилась и устоялась. Она напоминает мне золотые слитки, которые складывают в банке. У россиян идеология основывается на стратегической цели — возобновлении любой ценой великой России. Государственная идеология Польши — сохранение духовных, религиозных, эстетических ценностей.
А кто сейчас формирует и реализует какую-то четкую проукраи нски ориентированную концепцию? Даже к Тарасу Шевченко у нас отношение неоднозначное, и это редкий случай в мировой истории. Никто ж не воюет с Данте, Пушкиным, Толстым, Шекспиром. Невозможно представить, чтобы в Польше кто-нибудь сказал, что ненавидит Адама Мицкевича за то, что тот играл в карты, пил хорошее вино или любил девушек.
Что может противопоставить украинская творческая интеллигенция массовой культуре?
— Может много — и выступления, и общение с читателями или зрителями, создание альтернативных центров искусства. Это могут быть частные музеи, галереи, студии. Уже кое-что делается. Сейчас наступил момент мобилизации таланта и духа. Чем больше у нас будет талантливых произведений, тем скорее мы сможем отторгнуть массовую культуру.
Большой недосмотр сегодня — наши общественные организации. Имеем множество обществ и фондов, но в основном в столице. А нужно работать снизу, с человеком, вырывать его из спячки и духовного плена.
Какие самые болезненные проблемы культуры государство должно решить?
— В первую очередь нужно четко определить, что такое украинская культура и какова ее миссия. Обеспечить ей надлежащие условия существования, приоритетное финансирование. Украинской книге сегодня созданы такие условия, что она воспринимается как товар. Как деготь, металл, свинец. В итоге какие-то люди решают, какого автора издавать, а какого — нет. Апеллируют к рынку. Но на рынке есть ряды отдельно для дегтя и для хлеба. А духовный хлеб должен быть первоочередным, ввиду идеологической агрессии, оккупационного относительно нашей культуры процесса, который еще не остановлен. Кто пригласил в Украину господ с "Антологией русского мата"? Нахальные и циничные действия следует ограничивать.
Невзирая на все это украинская культура имеет перспективу, заявляет свою силу. Свидетельством этого является присуждение Шевченковской премии достойным художникам, которых мы будем чествовать и в этом году.
Комментарии
2