После президентского вето поправки в Налоговый кодекс вносит рабочая группа Кабмина. После этого парламент планирует принять документ еще раз.
— В действительности это не вето, а указание подправить и согласовать конфликтные моменты в документе, — говорит президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Владимир Лановой, 58 лет. — Президент заявил, что подпишет Налоговый кодекс в конечном варианте, чтобы на его базе принимать бюджет следующего года. Следовательно, никакого критического восприятия кодекса у власти нет.
Какая общая философия принятого кодекса?
— Его разрабатывали люди, которые не знают международных принципов и истории налогообложения, бухгалтерии, правил инвестиционного климата, не делали сравнения с налоговыми системами наших соседей. Написали, как им удобнее — для себя, а не для общества.
Неравномерность, несправедливость и нерыночный характер налогов, административный ручной режим управления, перераспределение финансовых потоков — вот философия этого Налогового кодекса. Не законы государства, а чиновники решают, какие виды бизнеса облагать налогом. Настоящий документ отбрасывает нас на десятилетие назад, потому что его написали мытари-налоговики. Они по-своему смотрят на бизнес, отношения в обществе и собственные приоритеты. По их определению, бизнес преступен, а поэтому всех предпринимателей нужно обобрать до нитки, придавить к ногтю и арестовать их имущество. Чтобы руководить людьми, которые создают новые общественные блага и услуги, понадобится специальная милиция. Сами же они бесконтрольны, могут как попало составить документ о нарушении, сказать, сколько ты должен заплатить в бюджет и сколько — положить им в карман. В кодексе есть норма о плановых проверках предпринимателей. Какой может быть план у налоговой? Проверять должны лишь при злоупотреблениях и недобросовестном поведении налогоплательщика. Но для этого нужно иметь факты, а не проводить предвзятые проверки с намерением обнаружить нарушения.
Настоящий документ соответствует отечественным и мировым экономическим реалиям?
— Нормальный кодекс должен создавать благоприятные и честные условия для бизнеса. Чтобы люди не чувствовали себя униженными и не искали схем тенизации бизнеса и, когда налоговый груз равномерно распределят между всеми — только такую налоговую систему воспримет общество. Не может быть такого, что один платит нулевую ставку налога, другой — 25 процентов, третий — 50. Это закладывает конфликт, и в такой противоречивой экономике никакой бизнес работать не будет. Наши предприниматели, которые параллельно работают в Европе или Америке, закроют в Украине свои предприятия и офисы. А иностранцы на такие неприятности просто не пойдут. Поэтому нас ожидает отток бизнеса и капиталов из страны.
Почему власть втягивает предпринимателей в переговорный процесс?
— То, что делает власть, похоже на торг. Призыв к компромиссам удивляет. Вокруг чего должны они быть? Это нужно было делать до принятия кодекса. А то сначала нанесли бизнесу несколько смертельных ран, а затем говорят: "Некоторые раны заживим, а другие пусть останутся".
Постановка вопроса должна быть такой: дальнейшее развитие и содействие бизнесу. Власть предержащие же, напротив, хотят поставить для него еще больше ограничений и заборов. Эту линию будут гнуть до конца. Внесут незначительные поправки и продавят через Верховную Раду простым большинством в 226 голосов. А затем будут говорить, что все замечания учли.
Чем это чревато для государства?
— Правительственные чиновники роют себе яму. В следующем году бюджетный дефицит будет значительно больше. Поэтому одалживать и платить по кредитам нужно также больше. Соответственно меньшими станут реальные доходы бюджета. Через год никто новых кредитов не даст, а старые нужно будет погашать. Будет финансовый провал. Правительство само будет расхлебывать кашу, которую заварило.
Стоит ли заблокировать процесс внесения правок, отбросить этот кодекс и написать новый документ?
— Если закон заветирован, то парламент должен или преодолеть вето, или снять его с рассмотрения как таковой, что не прошел законодательный процесс. Тогда можно вносить новый законопроект — другой. А рассмотрение поправок после вето — это незаконная процедура. Поэтому требование протестующих разработать новый Налоговый кодекс справедливо. Они созрели к общественному взгляду на настоящий документ, а власть — нет.
Комментарии
4