
Культуролог Вадим Скуративский, 64 года, говорит об опасности массовой культуры, оценивает творчество Михаила Поплавского и Никиты Михалкова и утверждает, что видеокассеты с "Тенями забытых предков" должны быть в каждой школе.
Возможно ли сохранить украинскую самобытность в условиях глобализации?
— Под глобализацией обычно имеют в виду тотальную американизацию мира. Конечно, американская цивилизация возникла благодаря сочетанию очень разных и этнических, и культурных элементов. Ее можно назвать каким-то мировым синтезом. Однако почему она должна быть сплошь во всем мире?
Уважая американскую культуру, я с таким вариантом глобализации не соглашаюсь. Например, не воспринимаю американское кино. Не хочу обижать весь их кинематограф — на полутораста американских фильмов есть несколько умных и глубоких. Но не знаю, видят ли их во всем мире.
Такой американизации мир и противостоит. Украина и другие страны должны найти универсальную культурную модель, под крышей которой будет находиться все человечество. Действительно, все объединится. Но должен происходить непрестанный диалог своего и чужого, а не механическое принятие чужого и победа какой-то одной цивилизации.
Украинцы должны помнить свои корни, традиции, начиная от язычества, принятия христианства, патриархальной культуры. Должны помнить свою классику — от барокковой Украины, Сковороды, Котляревского до Григора Тютюнныка. Если мы откажемся от этого наследия, то возникнет какой-то вакуум. Туда придет что-то чужое. И хотя оно абсолютно этот вакуум не заполнит, однако будет мешать нам, как какой-то яд.
Чем грозит нам это увлечение иностранной массовой культурой?
— Человечество, захваченное массовой культурой, идет к катастрофе. Ведь такая культура абсолютно оторвана от реальности! Она остается где-то вне теле- и киноэкраном, вне переплетов желтой литературы. Но эта реальность живет рядом! Вдруг американцы просыпаются — нет башен-близнецов в Нью-Йорке. Просыпаются еще через несколько лет — на Ближнем Востоке бурлит третья мировая война.
Мировая массовая культура толкает человечество в бездну
Массовая культура дезориентирует людей, и они занимаются, бог знает чем. А у цивилизации сейчас только одно задание — выжить в биосфере. Она нас породила, и теперь требует заботы.
Нужно абсолютно изменить общую экономическую стратегию человечества. Мы дошли до черты. И в этой ситуации мировая массовая культура толкает человечество в бездну, усыпляя его, уводя от реальности.
Что же делать, если государство не хочет или не может поддерживать украинскую культуру, да и народ далеко не весь национально сознательный?
— Если мы будем говорить, что у государства нет денег, а у народа нет воли, то должны сесть и сложить руки. Культура — это постоянная борьба со смертью, с забвением. Мы хотим уцелеть? Значит, так или иначе должны сопротивляться этому забвению. Другого выхода нет. У Министерства культуры денег не было и, наверное, никогда и не будет.
О телевидении нечего и говорить — оно полностью в обезьяньих лапах. А должны же быть не просто посвященные культуре передачи, а специализированные каналы, которые бы круглосуточно рассказывали народу о его прошлом. Поэтому нужно, чтобы государство вместе с обществом создало такой канал культуры. Это не просьба, а требование. Если же государство не может этого сделать, то на черта оно мне нужно?
Однако же не все упирается в телевидение и деньги?
— Нам, прежде всего, нужно помнить свою культуру. Есть тысячи способов этого. Что школьник знает о классике? В лучшем случае - отрывки из Джека Лондона и несколько страниц из Бальзака. Культура — особенно утонченная, авторская — находится на периферии. Нам тяжело ее воспринимать. Намного легче смотреть глуповатый российский сериал или американский фильм.
Все таки насколько жесткой должна быть политика государства относительно защиты украинской культуры?
— Государство должно защищать интересы украинского общества. Например, останавливая поток российского книжного китча. Пусть российские издатели платят украинскому государству, а оно на эти деньги переиздаст нашего этнографа Василия Скуративского, моего дальнего родственника. Нужно издавать книги, заботиться о телевидении, радио. Делать так, чтобы украинец понял: украинская культура — это не только нелепый певучий Поплавский (так и напечатайте!). Потому что это просто унижение любой культуры.
Нужно объяснить трагедию той эстрады — от "Битлов" и Моррисона до наших дней
Необходима неустанная работа, а не надежда на то, что произойдет стихийный прорыв.
Но будет ли спрос на классиков, если большинство западных фильмов и российских книжек, попадающих к нам, - это массовая культура низкого художественного уровня?
— Когда на телевидении говорят, что у передачи о культуре нет рейтинга, так это потому, что зрителя посадили на наркотическую иглу массовой культуры. Это так, будто человек попал в клинику, а врач-нарколог говорит: этот больной хочет только наркотиков, и нужно, чтобы он потреблял только их.
Необходимо людей воспитывать, показывать то, что надлежит! Советское телевидение в конце 80-х и в начале 90-х делало это. Люди постепенно начинали интересоваться более утонченными, более сложными культурными моделями. Если на библиотечных полках в школе и университете будет стоять переведенное на украинский собрание сочинений Бальзака, Флобера — тогда и будет спрос. Нужно просто сделать, чтобы были все эти книги, фильмы, кассеты.
Но говорят, что спрос порождает предложение...
— Это абсолютно правильно, но в отрасли экономики. Если же речь идет о культуре, то нужно вешать на фонарях тех, кто так говорит. Дело в том, что есть какое-то меньшинство, которое помнит мировую культуру. И есть большинство, которое, вполне вероятно, может этим заинтересоваться. Но при условии, что меньшинство будет иметь возможность представить эту культуру.
Глупое китчевое российское кино перевирает решительно все
Человечество должно непрестанно учиться. И мы убедимся, что массы заинтересуются настоящей культурой, как заинтересовались в конце ХІХ — в начале ХХ века Тарасом Шевченко. Это не критика превратила его в национального поэта, а тот самый "спрос".
С другой стороны, защищая свою культуру, как не отгородить ее железным занавесом?
— Нужно собрать все лучшее из евро-американской, атлантической цивилизации, перевести на украинский язык, показать у нас. Классику, а не тяжелый рок. Хотя и там что-то можно найти, только нужно объяснить трагедию той эстрады — от "Битлов" и Моррисона до наших дней. Потому что на первом своем всплеске это всегда очень талантливо. А затем оно получает свой денежный эквивалент, и происходит то, что Плеханов назвал "кризисом безобразия".
А как быть с современным кино?
— Глупое китчевое российское кино, начиная с "Сибирского цирюльника", сделано очень мастерски. Но оно перевирает решительно все. Когда великого российского кинорежиссера Алексея Германа спросили о фильмах Михалкова, он ответил: я не хочу даже говорить о них, потому что это - несерьезно.
Кто-то пусть потребляет этот китч. На здоровье. Но какое-то кинематографическое меньшинство имеет право на создание своего кинематографа. Начинать нужно с того, что видеокассеты с "Тенями забытых предков" должны быть в каждой украинской школе.
Если показывать высокое кино, то рано или поздно зритель на него пойдет. Нужно поставить частные кинотеатры в такие условия, чтобы они кормили своих владельцев, но и не отравляли бы нацию! У культуры не может быть денежного эквивалента. А если у владельца кинотеатра именно такое представление о культуре, то пусть он поищет собственность в промышленности. Потому что, в сущности, он превращает в свою собственность наше с вами сознание. И здесь мы его должны остановить.
А сами что делаете для того, чтобы не поддаться влиянию зарубежной культуры?
— Я помню хорошее высказывание Юлиана Тувима: "Радио — гениальное изобретение: один поворот регулятора — и ничего не слышно". Так же и телевидение: нажимаешь на кнопку — и не видно этой гадости. Так я голосую против массовой культуры.
Комментарии