понедельник, 27 февраля 2006 19:35

"Мы не должны ориентироваться на либеральные демократии Запада"

  Евгений Сверстюк
Евгений Сверстюк

Писатель и прежний диссидент Евгений Сверстюк, 77 лет, говорит о причинах разделения Украины, донецком полукриминальном мире и церковных проблемах.

Что может объединить разделенное на Запад и Восток украинское общество?

— Наше общество никогда и не было единым. Оно было советизированным, одураченным пропагандой, хотя и не в одинаковой степени. Западная Украина оказывала сопротивление советской пропаганде и всегда имела намного больше информации. На западе и в Киеве слушали "враждебные" радиостанции, но этого не было в Донецке. Нормой для Западной Украины было ходить в церковь, но это выглядело бы большим чудом в Донецке или Краматорске.

Но то есть наши люди. Очень часто лучшие из них, которые убегали туда из Полтавщины, Киевщины, особенно во времена голода. А донецкий полукриминальный мир их перемалывал. Это была клоака, куда сбрасывали и всякий криминальный элемент. Туда можно было ехать работать в шахты и не слишком бояться, что тебя выследят. Там происходила легализация полукриминала, яркими представителями которого являются Янукович, Ахметов, Колесников и другие. Хотя там остались очень многие порядочные и интересные люди.

Наша независимость до сих пор провозглашена, но не воплощена

Не думаю, что в действительности украинское общество очень разделено. Просто люди на востоке накрыты колпаком полукриминальной информации. Там постоянно крутят "лагерные" песни и господствует воровской жаргон. Информацию они получают от российских СМИ. Слишком мало сделано, чтобы очеловечить и гуманизировать восток. И это вина президента и правительства.

А что они должны были делать?

— Следовало организовывать конференции, дискуссии при участии лучших людей, которые там есть. Они знают, что нужно было бы делать. Но они не были задействованы. Чем занимался гуманитарный вице?-премьер Николай Томенко? Дискутировал с гармонистом Табачником? Томенко попал на такую высоту и не понял, где он очутился и что там делать. А именно ему нужно было думать об информационном пространстве.

Насколько реальной является угроза раскола Украины или ее федерализации?

— Украина не так разделена, как Россия, где абсолютно разные культуры и этносы. Украина должна интегрироваться духовно и культурно. Следует лишь очиститься от криминала. Это чума, против которой нужно бороться.

Но бандиты до сих пор не в тюрьмах?..


—Да, этого не случилось. Напротив, к криминалу стали относиться толерантнее. Подписание меморандума между Ющенко и Януковичем было неприличным и необдуманным шагом.

Президент — не святой. Но это первый наш президент, которого уважают в мире. И достойной альтернативы ему я не вижу. Каждый порядочный гражданин должен защищать своего президента, даже зная его изъяны. Он унаследовал преступное административное окружение. А в парламенте во время российской газовой атаки неуправляемые и неумные люди ударили президенту в спину.

Украина так и осталась в плену чужой информации и руководителей, которые были надзирателями, а не хозяевами в своем государстве. Наша независимость провозглашена, но до сих пор не воплощена.

Есть ли у нынешней власти достижения?

— Первым большим достижением было поражение криминала, который рвался к власти. Да и лозунг Ющенко о маленьком украинце не стал пустым звуком. Финансовые потоки начали циркулировать во всем обществе, а не только в верхах, обогащая группу паразитов.

Мне не понравилось, как набросились на сына президента

В отличие от предыдущей власти, Ющенко не предпринимал антинациональных шагов. Хотя не сделал и таких, которые бы поражали и были замеченными обществом. Его тормозит окружение — посткоммунистическое болото. Президенту нужна крепкая украинская команда из отважных людей.

Какие именно свершения вы хотели бы видеть?

— Я хотел бы наконец почувствовать строгость законов. Кроме того, очень важно овладеть украинским информационным пространством. Конечно, что?-то сделано. Потому что некоторые ранее нестерпимо лживые и антиукраинские телеканалы стали по крайней мере толерантными к украинским проблемам. Но этого маловато.

Но государство не должно влиять на частные СМИ?

— Наше государство не должно ориентироваться на либеральные демократии Запада. Посткоммунистическая Украина не является Голландией. То, что там нормально, у нас немного смешно. Мы вышли из тоталитарного диктаторского режима. И мгновенно отпустить все — значит отдать это преступникам и ворам. Нельзя выпускать из рук руля!

Наше государство много должно было бы делать, не слишком оглядываясь на то, как об этом будут писать. Мне очень не понравилось, как журналисты набросились на сына президента. Я сам от него не в восторге, но руки не подал бы тем журналистам, которые за ним следили. Эта тема не стоит выеденного яйца. Да, журналист должен следить за прозрачностью власти. Однако в обществе так много действительно важных и животрепещущих проблем!

Могут ли вера и церковь стать факторами объединения Украины?

— В современном мире церковь вообще не является таким объединительным фактором, которым была в прошлые века. Но главная проблема в том, что наша церковь — не настоящая. Московский патриархат, который доминирует в стране, — это в значительной мере политическая агентура страны, враждебной к нашей независимости. Это принципиально антиукраинская институция, олицетворение злой антихристианской воли. Хотя в ней есть много хороших священников.

Церковь Киевского патриархата — той же школы. Она не является церковью европейского типа, то есть вне идеологии. Автокефальная остановилась на добрых намерениях. У нее были хорошие патриархи и доброе имя. Но администрация Кучмы навязала церкви митрополита Мефодия. Чтобы разрушить ее как звено, которое может служить единству украинского православия с Константинополем.

Нужно освободить церковь от политики

Украина унаследовала посткоммунистическое поганство с его идолопоклонством, традицию размытого христианства. В то же время наш народ глубоко религиозен. Но украинская религиозность стихийна, над ней не поработали культура и церковь. Недостает религиозного воспитания детей. Семья может не быть акцентировано религиозной, но в ней должна господствовать христианская мораль.

Возможно ли объединение православных конфессий?

— У нас существует только одна православная конфессия, а деление внутри нее является сугубо политическим. Оно фальшиво и враждебно церкви. Нужно освободить церковь от политики. При нормальных епископах церковь была бы объединенной. Там нет догматичных разногласий, однако существуют враждебные группы со своими бизнесовыми и политическими интересами. И они баламутят мирян.

Возможно, украинцев мог бы объединить украинский язык?

Конечно, культура и украинский язык объединяют. То, что язык не разделяет, мы увидели на Майдане. Это было важным открытием.

Язык востока Украины — это ее беда, один из элементов ее упадка. Это не русский — это язык посткоммунистического криминального мира. Но если наше общество морально оздоровится, проблема будет решаться очень просто. Деть будут учить язык государства, в котором они живут. Уже вошло в обычай, что дети с востока гостят в Галичине на большие праздники. Среди людей нет вражды, у них есть стремление поладить.

Семь лет лагерей и пять — ссылки

Евгений Сверстюк — писатель, доктор философии, бывший политзаключенный. Родился в крестьянской семье на Волыни. Окончил Львовский государственный университет, отделение логики и психологии.
В советское время был правозащитником, участником национального движения. В 1973-м за изготовление и распространение "самиздата" его осудили на семь лет лагерей в Пермской области и пять лет ссылки в Бурятии.
Евгений Сверстюк — автор книг, многочисленных эссе и статей по литературоведению, психологии и религиеведению, пишет стихотворения. Имеет переводы с немецкого, английского, русского языков. Лауреат Шевченковской премии и Международной премии ЮНЕСКО.
В настоящее время работает редактором православной газеты "Наша Вера". Является президентом украинской писательской организации "Пен?-клуб".

Сейчас вы читаете новость «"Мы не должны ориентироваться на либеральные демократии Запада"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть