— Коррупция — это регуляторный механизм, который возникает, когда государство в лице чиновников не справляется со своими задачами в силу несовершенства, — говорит социальный психолог Олег Покальчук, 54 года. — И если на Западе ее считают негативом, то в странах Азии коррупция в виде подарков, договоренностей между родственниками всегда была нормой.
Все украинцы когда-то платили, чтобы ускорить решение проблемы. В другом варианте — договаривались через знакомых. Поэтому сказать, что коррупция — это абсолютное зло, не сможет ни один взрослый украинец. Это составляющая культуры. Бессмысленно пытаться переделать нас за несколько лет в американцев. Не верю в возможность серьезно контролировать законность при жизни этого поколения. Современные дети видят, как люди, которые дают и берут взятки, живут лучше, катаются на машинах, их дети учатся за рубежом. Поэтому дети делают вывод: нужно подражать взяточникам. В поведении украинцев доминирует обычное право.
Россия по рейтингу якобы преодолевает коррупцию, но речь, скорее всего, идет о Москве и Петербурге. Эта страна растянута в территории, где люди решают свои проблемы так, как привыкли решать. Интересно, как измеряли уровень коррупции в Сибири, Ханты-Мансийском округе, на Кавказе — в Чечне, Дагестане? По-видимому, термометром. Просто смешно говорить, что по всей России искоренена коррупция.
Уровень коррупции в Грузии действительно снизился, потому что прошли радикальные реформы. Война серьезно потрясла страну. Там поняли: или будем стремительно перестраиваться по европейскому образцу, или исчезнем как явление.
Комментарии
4