Почему Алексей Пукач отказался от ваших адвокатских услуг?
— Он сделал это под жестким давлением заместителя генпрокурора Рената Кузьмина и Владислава Грищенко, нового следователя по делу Гонгадзе. Пукач говорил, что верит мне, доволен моей позицией — и вдруг отказался. Он человек зависимый. Возможно, ему что-то пообещали. Но его обманули. И когда он это поймет по окончании судебного следствия, не исключаю, опять обратится ко мне. И мы будем в суде вместе отстаивать смягчающие обстоятельства.
Зачем понадобилось отстранять вас от дела?
— Когда в начале сентября было объявлено об окончании досудебного следствия, мы с моим подзащитным не были с этим согласны. Я заявил: обвиняя Пукача в исполнении заказного убийства, нельзя не назвать его заказчиков. Никто не опроверг свидетельств Пукача о президенте Леониде Кучме и главе его администрации Владимире Литвине как заказчиках дела. Об этом свидетельствуют и пленки майора Мельниченко, и предсмертная записка покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко, который отдал Пукачу преступный приказ. Я настаивал на допросе этих политиков, на проведении психиатрической экспертизы.
Кроме того, нужно допросить бывшего генерального прокурора Михаила Потебенько, который, по словам Пукача, препятствовал членам следственной группы проводить следственные действия в МВД. Он говорил: ищи среди бандитов, а в министерство нос не суй. Также следует допросить экс-генпрокурора Святослава Пискуна, тележурналиста Савика Шустера. Ведь первый арест Пукача осуществлял Пискун. После этого президент Кучма уволил его с должности. На передаче "Свобода слова" Пискун пообещал Савику Шустеру рассказать, кто и как на него давил.
Считаете, что Кузьмин и Грищенко — люди Кучмы?
— Это зависимые люди. Особенно Грищенко, ведь он подчиненный Кузьмина. В каких отношениях Кузьмин находится с Кучмой, сказать не могу. Но то, что он общался с бывшим президентом лично, — факт. Скорее всего, Кузьмин не просто так появился в Генеральной прокуратуре. Он, как и генеральный прокурор Медведько, выходец из Донецкого региона, согласованно работает с президентом Украины.
Виктор Янукович также заинтересован в затягивании дела?
— И не только он. Пукача задержали при президентстве Виктора Ющенко. И он, и Янукович были премьер-министрами при Кучме. На такие должности просто так не назначают. Поэтому между ними существуют определенные отношения, взаимные обязательства.
Когда по делу погибшего журналиста можно будет поставить точку?
— Дело Гонгадзе будет раскрыто тогда, когда назовут заказчика его убийства. Это возможно, если на это будет политическая воля. Чтобы Кучма и Литвин появились перед судом как заказчики убийства, им нужно выдвинуть обвинение. Это нуждается в согласии Верховной Рады на привлечение к криминальной ответственности Литвина. И если будет убедительным представление генпрокурора, соответствующее общественное мнение, Рада никуда не денется.
Какие перспективы такого развития событий?
— Есть два варианта. Первый: Генпрокуратура незаангажированно и объективно доводит досудебное следствие до конца, называет заказчиков убийства и передает дело в суд. А суд уже решает, достаточно доказательств ли для обвинения заказчиков.
Второй вариант: на мнение бывшего защитника Пукача наплюют, общественности скажут: мы привлечем виновных к ответственности, но дайте немного времени. Дела Кучмы и Литвина выделят в отдельное производство. Это отразится на полноте и объективности следствия. Дело просто рассыплется.
У него больше шансов пойти до суда с одним обвиняемым — Пукачем. Он полностью признает свою вину и ни разу не менял показаний. Говорит, что не мог не выполнить приказ Кравченко, потому что тот кричал ему: видишь, откуда звонят, из Администрации президента! Он не имел целью лишить Гонгадзе жизни, хотел лишь его усыпить. Надавил на сонные артерии, не рассчитал силу, из-за чего наступила смерть журналиста.
Относительно Юрия Кравченко как погибшего дело закрыто. Но родственники могут обжаловать это постановление. Скажут: докажите вину, мы не верим в его обвинения. Об этом уже говорит жена покойного.
Сейчас есть угроза безопасности Пукача?
— Считаю, он находится в полной безопасности. Если с ним что-либо случится, это сразу же опорочит руководство Генеральной прокуратуры. Им этого не нужно.
Пользуетесь ли вы услугами охранников?
— Никаких угроз в мой адрес не поступало. В конечном итоге, какая бы охрана ни была, если цель поставят — ее достигнут. Поэтому услугами охранников не пользуюсь.
Комментарии