Америка легла на операционный стол. Решила избавить организм от инородного тела и перенастроить свою международную жизнедеятельность. Что станет итогом этой операции, не знают и сами хирурги. Но очевидно одно: и коллективный Запад, и мировой порядок, которые держатся на Америке, испытывают существенные изменения. И они грозят разрушить Россию.
Американский Конгресс с помощью санкций решил ответить на тяготение Дональда Трампа к России и наказать Москву за вмешательство во внутренние дела США и грязную игру на мировой сцене.
Санкции оглушительного масштаба являются показателем поворота Америки в своей внешней и внутренней политике. "Российский фактор", который сделал Трампа угрозой национальной безопасности США, оказался толчком к тому, что рано или поздно должно было произойти. Политическая Америка была недовольна тем, как Белый дом отвечал на внешние вызовы уже во времена Обамы. Увлеченность Трампа Кремлем сделала неизбежным решение Конгресса ограничить влияние президента на внешнюю политику и нацбезопасность США. Он потерял возможность самостоятельно определять политику относительно России.
Речь о консенсусе двух главных американских партий относительно необходимости ответа стране, которая позарилась на конституционные основы США. "Российский фактор" имеет шансы надолго превратиться в средство объединения американской элиты и укрепления военно-промышленного комплекса. И даже после ухода Трампа из Белого дома "токсичность" России будет определять вектор американской внешней политики. Эпоха мягкотелости и стремления не раздражать Кремль уходит в прошлое.
Лишение президента права отменять санкции ограничивает механизм несиловой политики и способности к международным компромиссам. Так, Белый дом уже не может обменять санкцию на соглашение с Кремлем. У последнего больше нет оснований для надежд на торг с Вашингтоном. Какая уже теперь "Ялта-2" и раздел сфер влияния? Следовательно увеличивается угроза применения силовых способов политики с обеих сторон.
Европа не будет оказывать сопротивление американскому катку.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер может возмущаться американскими санкциями сколько угодно — но все зря. Европа ворчит, потому что хочет сохранить претензию на самостоятельность и защитить свой бизнес в России. И канцлер Германии Ангела Меркель, и президент Франции Эммануэль Макрон попробуют сыграть на антиамериканских эмоциях своих сограждан — но не перебарщивая. На практике европейцам придется искать единую с Вашингтоном линию поведения относительно Москвы.
В России обсуждают, чем ответить американцам. Между тем, есть более серьезный вопрос. Это включение России в список стран-изгнанников вместе с Ираном и Северной Кореей. Штаты приступают к перестройке своей системы национальной безопасности. А это означает возвращение к ржавеющему механизму сдерживания и отплаты.
Нынешний американский список санкций является шагом на пути исключения России из процесса мировой глобализации. А это значит: российская система, которая десятилетиями выживала за счет антизападной мобилизации и использования западных ресурсов, теряет возможность получать эти ресурсы при полной неспособности компенсировать их собственными. Есть основания для вывода: попытка вмешательства в американские выборы после аннексии Крыма является второй стратегической ошибкой Кремля.
Околокремлевский спор о том, как насолить американцам, говорит о тупике.
Российский симметричный ответ США выглядит как жалкий писк, ведь Америка от России не зависит, даже не почувствует укус.
Означает ли это неизбежность столкновения России с Западом? Последний продемонстрировал: силового противостояния он не желает, но готов к медленному сжиманию экономической удавки. Причем так, чтобы не вызвать в России обвал: не загонять медведя в гетто — он там становится опаснее. Вести с ним ограниченный диалог.
Но изменилось многое — Россия становится реальным вызовом для либеральных демократий. А если вдруг Москва решится на столкновение — это будет государственное самоубийство.
России в который раз придется платить за неумышленные последствия своих действий: хотели одного, а получили совсем другое. Уже платит за Крым. За иллюзии относительно Трампа и за неуклюжие действия, которые позволили создать в США "российский фактор", придется заплатить еще дороже.
Комментарии