"Трансперенси Интернэшнл" 12 лет отслеживает уровень восприятия коррупции в мире. В последнем рейтинге организации мы заняли 134-ое место среди 178 стран с показателем 2,4 балла.
— Если отбросить сухие цифры, вывод один — это позор, — говорит 29-летний Алексей Хмара, президент творческого объединения "ТОРА" — Контактной группы в Украине "Трансперенси Интернэшнл".
Мы оценили готовность к системным антикоррупционным реформам в 13 ключевых учреждениях государства. Эксперты анализировали парламент, правительство, судебную систему, Центральную избирательную комиссию, политические партии, бизнес, общественный, публичный и медийный секторы, Счетную палату, омбудсмана, правоохранительные органы, Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики. Оказалось, что для всех характерны три беды. Первая - дырявое законодательство, которое регулирует их деятельность и накладывается на ужасную практику его выполнения. Вторая - зависимость учреждений от внешних факторов, прежде всего от воли политиков, а именно тотальная подчиненность судебной власти позиции Администрации президента. И третья беда - непрозрачность деятельности и неподотчетность гражданам, которые фактически их содержат. Из этого прорастает и питается коррупция.
Какими объемами денег оперируют коррупционеры? В Национальном банке подсчитали, что в "тени" находится 15 миллиардов долларов. Эта сумма равнозначна последнему кредиту Международного валютного фонда. В Счетной палате цифра более впечатляющая - 52 процента валового внутреннего продукта. Соответственно, если каждую официальную зарплату служащего умножить на 1,52 - получим сумму его теневых доходов. Т.е. у среднего статистического учителя - не меньше 1200 гривен в месяц, но немало преподавателей в период экзаменов "собирают урожай" за полгода вперед. Для министра - больше 25 тысяч, но каждый следующий ранг служащего увеличивает теневой доход в десятки и сотни раз.
Как этому противостоять? Действие отечественного антикоррупционного законодательства отложили до 1 января. Если оно и будет работать, то ровно на столько, на сколько разрешат граждане. Главным контролером должны стать не иностранные эксперты, а простые люди.
Во-первых, власть не станет более открытой, если у нее ничего не спрашивать. Чиновник любого уровня не сможет по собственной воле отказать в предоставлении информации о его доходах и реальных расходах. Такое поведение будет трактоваться как коррупционное действие.
Во-вторых, чиновничество будет вынуждено реагировать на обращение граждан относительно фактов коррупции в органах публичной власти. Эти представления получают статус безотлагательных для рассмотрения. Коррупции станет меньше, если каждый будет знать, куда можно сообщить о нарушении.
В-третьих, мы имеем право жаловаться на коррупцию в частных банках, аптеках, специализированных фирмах и т.п. Это подтолкнет бизнес стать более открытым и этическим.
В-четвертых, мы можем контролировать эффективность государственной антикоррупционной политики. Не наблюдать за ней, а требовать ежегодного публичного отчета всех органов исполнительной власти о работе по предотвращению коррупции.
В конце концов люди должны наладить эффективный общественный контроль за процедурой финансирования избирательных кампаний всех уровней. Пусть нарушители платят штрафы.
Комментарии
1