Представители партии "Свобода" разрушили памятник Ленину в городе Ахтырка на Сумщине. После этого Сумской горсовет поддержал предложение мэра о снесении двух памятников Ульянову в областном центре. А мэр Харькова Геннадий Кернес пообещал "сломать руки-ноги" нардепу-"свободовцу" Игорю Мирошниченко, если тот приедет разрушать памятники в его город.
Антин МУХАРСКИЙ, 44 года, шоумен:
— Что есть люди, которые защищают памятники Ленину? Эта психологическая аномалия в целом понятна. Есть старый анекдот. Дед говорит: "При Сталине было харашо!". Но как? А репрессии, голод? "Зато пить мог, и "машинка" работала". И ничего с этим не поделаешь. Есть определенная категория людей, которые в Советском Союзе были счастливы. Демократия и таким людям дает право бороться за свои права. Хотя они в свое время такого права другим людям не давали, принуждали жить по-их.
Зачем равняться на Польшу? Польша была в советской оккупации 44 года, а Украина — 70. У нас истребили два поколения, а затем вырастили полноценного гомосоветикуса. Стерли память о Махно, Петлюре, атамане Зеленом.
С одной стороны, может, и нужно вместо памятников Ленину ставить Шевченко, Хмельницкого, гайдамак, Шухевича. Так как масса привыкла: кто на постаменте, тому и кланяемся. С другой стороны, разве в Украине ставят памятники Иисусу Христу? Не даром в Библии написано: "Не створи себе кумира".
Владимир КОРНИЛОВ, 44 года, директор украинского филиала Института стран СНГ:
— Не нужно забывать, что нынешняя Украина является правопреемником не Украинской Народной Республики, а именно УССР, которую создал Ленин. Не было бы Ленина, не было бы Украины в теперешнем виде. Благодаря Ильичу, а затем и Сталину, целые регионы вошли в состав УССР. Вспомните, при выборе великих украинцев масса жителей страны голосовала за Ленина и Сталина (Ульянов занял 24-е место, а Сталин не попал в сотню. — "ГПУ").
Нужно открыто и демократично решить, что делать с памятниками Ленину. Если жители каких-то населенных пунктов чуть ли не единогласно высказываются за то, чтобы их не было, никакого конфликта нет. Если снятие памятника противоречит мнению большинства, можно найти компромисс. А вандализм нужно активно осуждать.
Сергей ЖАДАН, 38 лет, писатель:
— Мы до сих пор находимся в состоянии гражданского противостояния, которое в любой миг может перерасти в гражданскую войну. Просто о нем не все хотят говорить.
Каждый марш в поддержку Бандеры во Львове обязательно отзывается демонстрацией на день рождения Ильича в Луганске. Люди, которые не имеют настоящего, отчаянно хватаются за прошлое. Пока это не решится, наша страна просто не имеет шансов. Политики эффективно используют "войну памятников", "языков", "церквей", чтобы отвлекать внимание от настоящих проблем. Скажем, коррупции.
Для части граждан Ленин остается компромиссным историческим персонажем. Что-то вроде сельской церкви — в нее можно не ходить, но все равно лучше ее не трогать. Эти граждане уже не могут не признать факт Голодомора или репрессий, однако Ильич у них ассоциируется с бесплатным образованием, медициной.
Павел СОЛОДЬКО, 36 лет, редактор сайта "Историческая правда":
— В действительности большинству украинцев безразлично. Стоит памятник Ленину напротив проходной завода, ну и пусть. В Украине до сих пор много чего осталось с советских времен. 1980-е плавно перешли в 1990-е. Революции и радикальных перемен не было. Мы догуливали застой. Вместо Ленина ставили Шевченко. Людям нужно кого-то ставить вместо "вождя". Это советское наследство.
Никто не занимается формированием исторической памяти в Украине. Если будет общественный заказ на своих героев — Ленин и Сталин станут не нужны. А памятники не вечны. Они сделаны не из лучших материалов. Будут валиться, будут составлять опасность для людей. Их будут снимать или ремонтировать. Совковости становится все меньше. Потому что меньше становится тех, кто родился в СССР. Когда у украинцев зарплата будет несколько тысяч евро, о Ленине забудут.
Комментарии
48