Как говорил тот прапорщик, крокодилы летают, только очень низко. Так и в культуре. Среда вокруг нее складывается медленно.
А она необходима, потому что культура — это что-то такое, как крокодил: ему нужна вода, потому что он там очевиднее, чем сам по себе. И культура, в частности литература, очевидна, когда вокруг нее что-то происходит, когда о ней говорят, пишут, когда ее хвалят или лучше — ругают.
Вот, скажем, книги. Считайте, что их нет — пока о них не говорят. Сейчас о книгах у нас говорят по крайней мере аж два издания. Среди них — основанный Константином Родиком журнал "Книжник-Review".
С этим журналом всегда хлопотно. Семь лет тому, когда "Книжник" начал выходить и еще был газетой, я собирал те выпуски, — чтобы было что читать потом. Потому что думал, что все это скоро закончится. Кончилось тем, что "Книжник" начал выходить журнальчиком. Его я тоже собирал, потому что в наших условиях журнальчики долго не живут.
Но тут он начал выходить толстым форматом — 64 страницы дважды в месяц, и теперь я не знаю, куда складывать все, что раньше собирал. Библиофилов прошу не надоедать — я сам такой.
Культура — это что-то такое, как крокодил
Обновленный "КR" вышел в конце июня, а ко мне, подписчику, попал лишь сейчас. По-видимому, его где-то по пути немного читали.
Там и раньше было что читать, но теперь журнал имеет такой вид... Аж не верится, что наши книжные дела — как у нормальных людей.
Что изменилось? "Книжник" стал солиднее — уже почти как "Плейбой". Когда возьмешь в руки, чувствуешь определенный вес и толщину.
Там, где в "Плейбое" главный разворот — в новом "Книжнике" большое интервью с Оксаной Забужко под рубрикой "Персона номера" и несколько очень добрых фотоснимков пани Оксаны в книжном интерьере.
Все остальное тоже экзотично: об Ирену Карпе как сексуальной литературной персоналии да о Леониде Кучме как о мемуаристе.
Кстати, тема номера — мемуары, в частности мемуары наших политиков.
Читать об этом в "Книжнике" интереснее, чем читать сами мемуары.
Самое главное — "Книжник", похоже, начал ориентироваться не только на издательско-литературную тусовку, но и на нормального почтенного читателя. Это правильно.
А самое удивительное — что обновленный журнал вышел среди лета, когда ум отдыхает. Конечно, это отразилось на содержании: здесь мало больших материалов, а преимущественно такие, которые можно написать с утра до полудня.
И еще: в "Книжнике-Review" подобралась хорошая компания. Кроме самого Родика — еще Михаил Брыных и Тарасий Антипович. Оба, кажется, там когда-то и начинали. И еще одно: редакция переехала с Подола на улицу Шота Руставели, где складывается просто интеллектуальный квартал — издательство "Факт", издательство " Грани -Т".
Но хорошие вещи делаются медленно — семь лет, Боже ж ты мой!
Комментарии