На днях одна русскоязычная деловая ежедневка деликатно посмеялась над депутатами Луцкого горсовета. Волынь, видите ли, переадресовала на разработку проекта памятника Степану Бандере часть средств, предусмотренных на ремонт дорог.
Такая ирония вписывается в стереотипы современного украинца. Дурным тоном в наши дни считают расходы на парады ко Дню Независимости, основание мемориалов Голодомора, открытие памятников незаслуженно забытым событиям или не отмеченным деятелям. В приоритете материальные ценности: ремонт дорог и канализации, стоимость колбасы и электроэнергии. Вспоминаю, как на одном из круглых столов в середине 1990-х тогда еще нардепка Александра Кужель подписала всем галичанам безапелляционный приговор: "Мы тут пашем, а они там церкви строят". В эмоциональном порыве эти слова прозвучали как обвинение в безответственном мотовстве. Постсовковое материалистическое мировосприятие восторжествовало.
Материальные блага жизненно необходимы для каждого из нас. Но виноват ли Степан Бандера в наших плохих дорогах? А может, напротив: все дорогое и некачественное, потому что отсутствуют ориентиры национальной идентичности. Мы — как огромный народище, который разложился где-то между там и здесь.
Быть в состоянии идейной невесомости — проявление нашей "никакости". Хитрить в режиме "и нашим, и вашим" — это не от большого ума, а от фатальной идейной безликости.
Человек без идейной прописки не способен на ответственность, потому что все вокруг — не его. У него отсутствует понятие "наше". Он не чувствует себя звеном между прошлым и будущим. Может жить лишь в системе принуждения или повинности, но не саморегуляции.
Качественные изменения незаметно придут в нашу жизнь с самоуважением, которое можно воспитать через осознанную идентичность. Уважающий себя человек не будет ездить по ямам. И бросать мусор на улице не будет. Поэтому памятник — нашему благосостоянию не помеха, а его предпосылка.
Комментарии
3