В межсезонье, когда якобы "ничего не происходит", — именно теперь и можно поразмышлять о том, что в нашей культуре есть ценного и что происходит на рынке товаров для души.
В конечном итоге для этого не нужно "оглашать весь список", достаточно выделить из потока что-то одно. Даже не самое главное. Иногда это может быть и курьезный пустяк. Исследуя культурные запросы современника, можно перечитать тонну макулатуры и ничего не раскумекать. Аж пока где-то в зоомагазине вдруг не увидишь какие-то четыре странные кожаные предметы непонятного назначения. Спрашиваешь продавца — зачем они, а он отвечает, что это — ботиночки для собак. И тебе немного проясняется в конъюнктуре рынка товаров для души, и ты радуешься, потому что могло быть хуже. И вспоминаешь анекдот о том, как узнать: где у болонки перед, а где зад? Ответ: нужно ткнуть пальцем, если укусит — там перед, а если нет — то нет.
Впрочем, на рынке культуры самые ценные собаки те, которые лежат тихо и не кусаются. Даже когда тычешь пальцем. Потому на них порой мало обращают внимания.
Так я уже некоторое время смотрю в книжном магазине на новую книжку Александра Клековкина "Шуты господни (очерк истории библейского театра)", которая вышла в киевском издательстве "Артек".
Как узнать, где у болонки перед, а где — зад?
Если бы эта книжка появилась еще лет пятнадцать назад — ее оторвали бы с руками, размели, расхватали. Теперь запросы нашего интеллекта стали безразличными и ленивыми. Потому сейчас эта книжка тихо стоит себе на полке, и вы можете прийти за ней завтра или послезавтра.
В шумном потоке литпрезентаций такие книжки обречены быть молчаливыми псами. Ластиться к покупателю — ниже их достоинства. Такая книжка — не болонка, а по меньшей мере сенбернар, собака Баскервиллей. Чтобы ее разгадать, нужно работать головой.
Киевский профессор Клековкин в последнее время выпустил уже несколько подобных новаторских книг. Скажем, он исследовал театральную природу коммунизма и фашизма, а заодно проанализировал водевильность нашей современной публичной политики.
"Библейский театр" — книжка более серьезная, тут целый комплекс смыслов. Клековкин сделал определенный интеллектуальный подвиг. Ведь Нагорная Проповедь отвергает любое поведение "на публику" — перед собой, людьми и Богом. Следовательно, и Библейского театра быть не может!
Но есть искушение спросить: а разве апостолы не были актерами? Ведь они подражали Иисусу — то есть делали то, что делают актеры по заданному тексту пьесы! Начав с этой гипотезы, Клековкин рассматривает историю христианства сквозь призму театра и кино. Он — театровед, но делает свое дело с серьезностью богослова. И это вызывает уважение.
В конечном итоге, эта книга — для более или менее узкого круга читателей. Но даже если причисляешь себя к "широкой публике", приятно знать, что где-то у нас происходят мощные интеллектуальные прорывы и подвиги. Это утешает не меньше, чем какой-то новый храм, построенный на совесть.
Комментарии