В Карпатском регионе в последний год активно готовятся к строительству малых и мини-гидроэлектростанций. Власть объясняет это потребностью производить энергию из восстанавливаемых источников. На Закарпатье предлагают построить 360 таких станций. Это равнозначно экологическому самоубийству, утверждает директор Международного института человека и глобалистики "Ноосфера" из Ужгорода 61-летний Олег Лукша.
- Например, в Австрии очень много мини-ГЭС, но их часть в производстве электроэнергии лишь 8 процентов, - говорит Лукша. - 700 мини-ГЭС Швейцарии вырабатывают только 10 процентов энергии. Какую часть энергии будут давать будущие станции на Закарпатье, никто не подсчитал. Можно спрогнозировать: около 15 процентов потребления области.
Почему так спешат со строительством?
- Мотивацию дало постановление правительства 2009 года "Об утверждении "зеленого тарифа". Если предприниматель производит энергию из восстанавливаемых источников, государство покупает ее не по рыночной цене, а существенно дороже. "Зеленый тариф" для малых ГЭС сейчас составляет 88,08 копейки за киловатт-час. Населению же ее продают в среднем по 22,5 копейки. Еще одна мотивация - предоставление приоритетного статуса землям, на которых будут возводить станции. Органы власти должны всячески способствовать инвестору.
Следовательно, есть комплекс мотиваций за счет наших с вами налогов, которые будут перетекать в частные карманы.
Как поспешное строительство навредит Карпатам?
- Если схема размещения гидроэлектростанций будет соответствовать принятой облсоветом, может коренным образом измениться гидрологический режим рек. Большинство ГЕС планируют строить в их верховьях. При возведении так называемых деривационных ГЭС реки будут загонять в трубы. При плотинном - высоко в горах над населенными пунктами будут строить водохранилища. Экологи прогнозируют, что это может привести к вымиранию свойственных этим местам форели, хариуса, некоторых краснокнижных видов рыб и насекомых. Исчезнет кормовая база для многих видов рыбы, будут уничтожены условия для размножения. В засушливые периоды вода, загнанная в трубы, будет работать на турбины, а естественное русло будет высыхать. Так случилось, например, с Краснянской и Пробойновской ГЭС в селе Грамотное на Ивано-Франковщине. Водохранилища начнут заиливаться и "цвести". А во время паводков будут нести угрозу для расположенных в долинах сел. Могут усилиться сдвиги. Много запланированных станций очутилось на территориях естественно-заповедного фонда со строгим режимом.
Как экологические проблемы решала та же Австрия?
- Европейские специалисты сейчас признают: строительство ГЭС было ошибкой. Но все равно нельзя равнять Карпаты и скалистые Альпы. Там изменение режима влияет на русла меньше.
Почему работа над размещением станций вместо десятка лет длилась месяцы?
- На Закарпатье с 2009-го работала рабочая группа, которая определяла воможные места строительства. Главный критерий, которым руководствовались, - гидроэнергетический потенциал. Остальные исследования должны были бы параллельно проводить водники, экологи, геологи. Но это требует больших денег. Поэтому решили: инвестор должен за свой счет провести необходимые обследования на своем участке. А тогда соответствующие службы скажут, подходит ли эта территория для разработки. Этот абсурдный подход инвестициям не способствует, зато дает скрытую возможность "привязки" земельного участка в рекреационной зоне к другим целям.
По закону, все должно происходить иначе. Сначала на протяжении нескольких лет разрабатывают план развития района или области. Там определяют потенциальные места для ГЭС - в зависимости от энергетических потребностей, экологических обследований, общественных обсуждений. И никоим образом не "зеленого тарифа".
Кто потенциальные инвесторы малых гидроэлектростанций?
- Например, в Раховском районе Закарпатья, по решению райсовета, строить 12 ГЭС захотели такие инвесторы: "Комерцконсалт", "Черная Тиса Гидро Энерго", "Тиса Гидро Энерго", "Белая Тиса Гидро Энерго", "Шопурка Гидро Энерго". Кто стоит за этими предприятиями, нам неизвестно, но и неинтересно. Важно остановить этот незаконный процесс. Как минимум, потому, что не завершено генеральное планирование, не было общественного обсуждения.
Почему закарпатцы молча наблюдают за воплощением проекта?
- Не молча: ни в одной области нет такой самоорганизации. 18 общественных организаций объединилось в Форум экологического спасения Закарпатья. Это также десятки научных работников и экспертов. Мы планируем проводить общественные собрания и слушания там, где власть уже определила места для строительства.
Мы не против идеи малых ГЭС. Но каждый шаг надо делать по закону. В частности - должным образом информировать о запланированном строительстве жителей прилегающих населенных пунктов. Например, в селе Турья Поляна Перечинского района, где вскоре откроют первую запланированную станцию, общественные обсуждения провели формально и спешно. В них участвовали только 54 человека - это вместе с представителями застройщика, сельского и районного советов. Такое же было в селах Ивано-Франковщины. Вместо того, чтобы информировать местное население о потенциальном вреде станций, им наобещали починить дороги, отремонтировать какие-то объекты села.
Не факт при этом, что построят все запланированные 360 станций. Может, их будет только около 40. Зато площадь выделят на все проекты. Это просто проявление борьбы за землю в лучших рекреационных зонах Карпат.
Есть еще и международный аспект этой проблемы. Ведь река Тиса протекает по территории многих стран и является наибольшим притоком Дуная.
- В Ужгороде представили проект "Национального плана управления бассейном реки Тиса - Украина". Он является составляющей совместного плана пяти стран Европы, впервые в нашей стране осуществленный в соответствии с европейскими законами. Как мы и ожидали, документ обоснованно не оставляет шансов на масштабное строительство на Закарпатье малых и мини-ГЭС. Он же аргументирует их несовместимость с противопаводковыми сооружениями. На международном уровне на время проведения исследований объявили мораторий на любые действия по строительству мини-ГЭС. У нас в области его почему-то не выполняют.
Водохранилища будут забирать излишек воды в паводки
Богдан Кинив, 30 лет, депутат Закарпатского облсовета от "Фронту змін", заместитель директора ООО "Энергия Карпат", в ведании которого есть Билинская мини-ГЭС .
- Действительно, столько мини-ГЭС нам не нужно. Максимум, о чем можно говорить - 40-50 объектов. Но окончательное слово таки должны сказать эксперты: экологи, водники, рыбнадзор, представители власти и тому подобное. И только после того, когда соберутся коллегиально и всесторонне изучат вопрос.
Почему-то никто не говорит о том, что мини-ГЭС призваны осуществлять еще и функцию регуляции паводков, из-за которых постоянно страдает наш регион. В случае чего водохранилища будут забирать излишек воды, а когда опасность пройдет, спокойно ее спустят. Общественность говорит об уничтожении рыбы. Знает ли она, что владелец станции обязуется ежегодно запускать мальков в водохранилище? И можно не сомневаться, что это будет делать: рыба - тоже бизнес, в том числе туристический.
Процесс получения земли под строительство длительный и включает ряд экспертиз, в том числе, общественные слушания. Непонятно, почему кто-то в Ужгороде, за сотни километров от запланированного места возведения ГЭС , так свободно позволяет себе перечеркивать то, что сделано, во что вложено столько денег бизнесом, и на что дала добро местная община? Как тогда мы планируем привлекать инвестиции, создавать рабочие места, наполнять бюджеты, развивать депрессивные районы?
Комментарии
2