В идее формирования избирателями партийного списка и определения единого перечня кандидатов-мажоритарников, как это предлагает Юлия Тимошенко, нет ничего особенного. Воплотить этот замысел реально. Тем более — для объединенной оппозиции.
Достаточно привлечь одну или несколько международных социологических компаний, авторитет которых не будет вызывать возражений. Им будет по силам провести масштабные исследования, в том числе и для каждого мажоритарного округа.
На первом этапе — избиратели будут формировать список единой оппозиционной партии. Люди не должны выбирать кандидата из предложенного перечня, а сами будут называть желаемых выдвиженцев. В итоге объединенная оппозиция получит список действительно популярных в народе персон. Как вариант — анкета для опроса может включать предварительно определенный список кандидатов, и люди будут только определять их рейтинг. Однако тогда они будут ограничены в своем выборе достойных.
Второе исследование — на финишном этапе агитационной кампании. В каждом мажоритарном округе социологи через опрос определят самого популярного кандидата среди оппозиционных выдвиженцев. За неделю до голосования другие должны будут снять свои кандидатуры и сплоченно агитировать за лидера общественных симпатий.
Вот простая и прозрачная процедура общенационального определения кандидатов. Иностранным словом — праймериза, о котором так часто говорят наши политики.
Стоимость масштабного объективного исследовательского проекта, даже по расценкам западных компаний, не превысит миллион долларов. Это — ориентировочный бюджет избирательной кампании небедного кандидата в одном мажоритарном округе. Для тех, кто готов объединиться, — абсолютно подъемная цена. Но захотят ли они формировать список, опираясь на мнение людей? Ведь избиратели могут просто не выдвинуть тех, кому лидеры пообещали, а может, и продали будущее депутатство.
Комментарии