Настоящей бедой для владельцев коров стало запрещение Россией импорта украинской животноводческой продукции. Благосостояние свыше двух миллионов крестьянских семей зависит от Квиток и Лысок. В частных хлевах содержится больше трех миллионов коров. Обвал заготовительных цен на молоко встревожил сельских жителей.
Если раньше заводы платили за литр молока 1–1,3 грн, то теперь закупочная цена чуть ли не везде упала почти вдвое. Например, в Кировоградской, Сумской, Черкасской, Черновицкой, Черниговской областях дают в среднем 60 копеек. И это зимой, когда большинство коров стельные. Весной, когда надои ощутимо вырастут, и цены могут упасть еще больше. Поэтому выбор у владельцев коров небольшой: или соглашаться с условиями переработчиков, или выливать молоко скоту.
Конечно, есть и третий путь: вести корову на бойню. Грустный, но вынужденный финал. Расходы на содержание скота оцениваются в 4–5 тыс. грн в год: корма, электричество, услуги ветеринара. И если корова эти деньги не отрабатывает, перспектива у нее неутешительная.
Молоко покупают у крестьян почти вдвое дешевле
А вот для закупщиков мяса наступили золотые времена. Ловкие ребята сразу прочувствовали ситуацию — уже разъезжают по селам и убеждают сбывать убыточный скот по выгодной для себя цене. Мол, сдавайте сейчас, потому что весной мясо будет еще дешевле. Досадно, но такая "шкуродерская" логика опирается на экономические аргументы. До внедрения санкций 40–42 процента заготовленного в стране молока шли на изготовление продукции, которая отправлялась в Россию. Именно россияне съели в прошлом году 96 процентов экспортированных Украиной твердых сыров и 84 процента сливочного масла. То есть наши молочные реки широким потоком текли практически в одну сторону. Теперь коровы, которые обеспечивали сырьем ориентированные на российский рынок отечественные заводы, становятся лишними.
В Киеве пытаются проблему решать. Президент Виктор Ющенко, 51 год, призвал искать альтернативные заграничные рынки сбыта молокопродукции. Но для налаживания новых торговых связей нужно полгода – ?год. И самое главное — на мировые рынки наше молоко не пускает его качество. В Западной Европе если украинское молоко и покупают, то по большей части сухое. И преимущественно на корм скоту. Россию же с ее дефицитом собственной молокопродукции до недавнего времени соотношение качества и цены устраивало.
Проблематично переориентировать продукцию молокозаводов и на отечественного потребителя. По словам заместителя министра агрополитики Виктора Пабата, 60 лет, объем внутреннего рынка молокопродукции может вырасти разве что на три – ?пять процентов, "хоть как бы мы, как цыган на точило, ни давили". О несостоятельности украинского рынка поглотить большие объемы творога говорит и председатель правления национальной ассоциации молочников "Укрмолпром" ВасилийБондаренко, 67 лет:
— Творог лежит. Сбыта нет не только за полцены, но и за четверть.
Держать корову стоит 4–5 тыс. грн в год
Заводы надеются на возобновление доступа к российскому рынку. Но их тревожит перспектива вырезания скота. Без сырья даже самые современные мощности — куча металлолома. В то же время большинство предприятий уже не в состоянии платить крестьянам надлежащую цену за молоко и работать при этом на склад. Руководителям перерабатывающих заводов остается призывать крестьян отнестись к ситуации с пониманием и не спешить вырезать скот. Просто переждать.
Свыше 83 процентов продукции ЗАО "Пирятинский сырзавод" составляли твердые сыры. Больше половины их экспортировалось в Россию. Теперь предприятие вынуждено существенно сократить объемы и цену закупки молока у населения.
— Внутренний рынок будет перенасыщен, — прогнозирует директор предприятия Виктор Гаркуша, 55 лет. — В то же время вырастут расходы на производство, поскольку увеличиваются цены на энергоносители и уменьшается загруженность мощностей. Это приводит к росту накладных расходов и сокращению прибылей. Предприятие не сможет выплатить кредиты. Также резко упадут отчисления в бюджеты всех уровней.
За 2005 год, говорит директор, уплаченные "Пирятинским сырзаводом" налоги в госбюджет составляли 68 процентов всех налогов района. А в местную казну перечислено 1 миллион 417 тыс. грн. Все эти суммы уменьшатся более чем вдвое.
"Гасить" ситуацию взялись административными методами
Несет убытки и ДП "Милкиленд-?Украина", которое объединяет 25 отечественных предприятий. Его директор Вячеслав Реков, 31 год, также прогнозирует существенное сокращение производства. Избыточное сырье может быть переделано в сухое обезжиренное молоко. Но его цена на мировом рынке не дает возможность платить за закупленное у крестьян молоко приемлемую для них цену. Это приведет к частичному снижению объемов закупки молочного сырья — в первую очередь у населения. А также к значительному снижению закупочных цен. Часть производственных мощностей законсервируют до решения вопроса с Россией.
В некоторых областях "гасить" ситуацию взялись административными методами — установлением минимальной цены на закупку сырого молока у крестьян и сельхозпредприятий. Конечно, ни в государственном, ни в местных бюджетах дополнительных расходов на это не предусмотрено. Потому финансировать эти инициативы должны перерабатывающие предприятия. Так, в Винницкой области молокозаводы всех форм собственности должны платить частным хозяевам по меньшей мере гривню за литр молока.
Последующая судьба таких "нововведений" прогнозируется вполне. Предприятия просто снизят объемы закупки молока и в первую очередь не будут брать его у населения. Потому что и качество выдоенного вручную молока ниже, и на его сбор и доставку заводам приходится тратиться больше. В конечном итоге, перед крестьянами опять встанет вопрос: куда девать надоенное.
В то же время вряд ли стоит надеяться, что если молокопродукция не находит спроса за рубежом, она подешевеет в отечественных магазинах. Перерабатывающие предприятия просто сократят ее производство.
Комментарии