Содержание нефтепродуктов в воде Севастопольской бухты превышает предельно допустимые концентрации в 180 раз, отмечает 50-летний Игорь Яковлев, первый заместитель начальника Государственной экологической инспекции. Он возглавляет рабочую группу экологической безопасности Комиссии по вопросам пребывания на территории Украины Черноморского флота России.
— Части и объекты Черноморского флота России ежесуточно выбрасывают в море около 9 тысяч кубометров неочищенных стоковых вод, — говорит. — Угрожающим является нарушение большинством воинских подразделений правил хранения и транспортировки горюче-смазочных материалов. Потери, утечки, разливы горючего вокруг военных баз, аэродромов, складов на километры вокруг загрязнили поверхностные и подземные воды.
Как вы следите за состоянием земель, на которых расположены объекты флота?
— Нас просто не допускают туда. Межгосударственным соглашением это не было предусмотрено. То есть, если россияне будут освобождать эти территории в 2017 году, мы не сможем им предъявить никаких претензий, потому что нигде не зафиксировано, в каком состоянии они их получили. Теоретически они могут превратить крымскую землю в ничто. И все экологические проблемы оставить нам.
Как руководство ЧФ реагирует на ваши претензии?
— В последние годы штаб ЧФ начал понимать, что нужно придерживаться экологического законодательства. Определен порядок проведения наших проверок, сделано четыре сверки наличия разрешительных документов — и дело сдвинулось с места. Военные части и корабли оформляют разрешения на выбросы, сбор и утилизацию отходов.
Иная ситуация с плавсредствами. Военные корабли еще советского производства и не оборудованы емкостями для сбора отходов и канализационных стоков. Все выбрасывается в море. Хотя по договору о пребывании ЧФ российская сторона обязалась до 2005 года оборудовать береговые части и сами корабли емкостью для сбора мусора и отходов. Это отложили до 2012 года.
В любом случае на береговых камнях мазута не находили
Немало случаев загрязнений запротоколировали, но не доказали. Чтобы выяснить, от которого из кораблей образовалось пятно на воде, нужно на борту взять образцы мазута или солярки. А военные ЧФ не позволяют нам подниматься на корабль — в межправительственное соглашение нужно вносить изменения.
Возмещает ли Россия убытки, причиненные окружающей среде?
— С 2004 по 2006 годы инспекция предъявила Черноморскому флоту 16 претензий на 2,5 миллиона гривен. Взыскать их не удалось, потому что возмещение экологических убытков входит в состав компенсационных выплат Российской Федерации Украине. К тому же ответчиком является министерство обороны России, потому что военные части Черноморского флота не проходили государственной регистрации ни в Украине, ни в России. То есть не имеют статус юридического лица и не являются резидентами. Применить к ним Админкодекс невозможно.
Насколько безопасны пляжи в Севастополе?
— Большинство организованных пляжей в прошлом году были безопасными. В любом случае на береговых камнях мазута не находили. Был единичный случай, когда в Куриной бухте появилось нефтяное пятно. Там размещен частный яхт-клуб, база ракетных катеров ЧФ. Информация в инспекцию поступила, когда пятно разрослось на полбухты и пляж. Невзирая на предупреждение, люди все равно ходили купаться.
Комментарии
4