Принципы госбюджета на 2010-й стали первым звонком профанации экономических реформ правительством Николая Азарова. Проекты Бюджетного и Налогового кодексов похоронили любые иллюзии способности новой власти провести изменения.
Какие главные задачи не выполнил новый Бюджетный кодекс:
1. Децентрализация бюджетной системы.
В центральном бюджете в настоящий момент сосредоточивается 80% доходов, остальные получают местные. Новый Бюджетный кодекс направляет в центральный бюджет аж 46 видов доходов. Среди них самые крупные — налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, пошлины. Местным бюджетам оставляет всего 15 видов мелких доходов — налог с физических лиц, платежи "за лицензии", "за пользование", "за регистрацию". В результате соотношения централизации 80 на 20 не изменили и на процент.
При этом расходы неадекватны доходам. И центральные, и местные бюджеты будут тратить деньги за 21 пунктом. Однако местная власть, не имея достаточно доходов, будет отвечать за выполнение расходов. Другими словами, превратится в козла отпущения. Не удивительно, что аж 22 статьи Бюджетного кодекса посвящены межбюджетному пересчету средств, дотациям, субвенциям и опять дополнительным дотациям.
Больше о бесправности и финансовой зависимости регионов от центра говорит статья 78: "Доходы местного бюджета признаются зачисленными в местный бюджет со дня зачисления на единственный казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания". То есть и без того мизерные средства местного бюджета будут оказываться на единственном центральном счете. Оттуда их нужно будет выпрашивать у министра финансов или премьер-министра.
В центральном бюджете в настоящий момент сосредоточивается 80 процентов доходов, остальные получают местные
2. Гарантированное социальное направление государственного бюджета.
Кодекс должен был сделать более независимым уровень социальных выплат от прихотей политиков. Зато размеры государственных социальных гарантий предлагают устанавливать нормативно правовыми актами Кабинета Министров. То есть социальный рычаг опять в руках политиков, которые руководят правительством. Задачу решили с точностью до наоборот.
3. Уничтожение бюджетной коррупции.
Побороть практику "откатов" мог бы механизм целевых рамочных соотношений основных статей бюджетных расходов. Выполнять его вынуждено было бы правительство любого политического цвета.
А что мы получили в Бюджетном кодексе? Перераспределение расходов государственного бюджета между административно-территориальными единицами тоже будет осуществлять Кабинет Министров. То есть правительство дает настоящий бой коррупции, самостоятельно решая, кому и сколько выдать из государственного бюджета.
Но это еще не все! Президент получает право вето на закон о Государственном бюджете. Одно лицо, которому что-то не понравилось, может остановить многомесячный бюджетный процесс, проводимый от каждого села, поселка, района, города, области. Потом проходит бюджетный комитет парламента, первое и второе чтение с сотнями поправок перед голосованием. Это кричащее превышение полномочий.
По новому кодексу бюджетный процесс будет "процветать" по принципам гиперцентрализации и ручного управления. Но это не удивляет, когда знаешь, что разрабатывало настоящий документ правительство Юлии Тимошенко, а дорабатывал Кабмин Николая Азарова — два самых авторитарных премьер-министра. Бюджетная реформа закончилась по правилу "за что боролись, на то и напоролись".
Комментарии