Немало минчан провели майские праздники около обменников. Кое-кто приносил стульчики и с семьей терпеливо ожидал очереди, чтобы купить доллары, евро или хотя бы российские рубли или украинские гривны. Но желающих сбыть иностранную валюту было немного даже на центральном железнодорожном вокзале, где наибольший поток туристов. На черном рынке доллар продавали за 4500–5000 руб. при официальном курсе 3100 руб.
Трудности с валютой начались для белорусов в марте этого года. Экономисты говорят о нескольких причинах. Это и резкое повышение зарплаты перед прошлогодними президентскими выборами, и активное использование печатного станка для кредитования экономики. Не в последнюю очередь — ажиотажный спрос на импортные авто. С 1 июля ставки таможенных сборов в Беларуси повышают до уровня российских, что является одним из условий Таможенного союза.
Но все эти факторы стали лишь спусковым крючком. Глубинная причина кризиса — в модели белорусской экономики. Государство продолжает поддерживать большое количество неэффективных производств, якобы обеспечивая занятость людей и социальную стабильность. В условиях щедрого российского кредитования и дешевых энергоносителей машина Александра Лукашенко успешно работала. Но едва финансовая поддержка из Москвы сократилась и "Газпром" начал продавать газ по $244 за 1000 "кубов", она начала буксовать. На днях вице-премьер Анатолий Тозик признал, что в последние годы Беларусь потребляла на 10–13% больше, чем производила.
Нехватка валюты прежде всего ударила по торговцам импортными товарами. Не хватает ее и белорусским производителям, которые используют импортные сырье и комплектующие. Часть предприятий прекратили работу, 600 тыс. людей перешли на неполный рабочий день. Безработица среди экономически активного населения составляет 12%, заявляют в Национальном статистическом комитете. Без официальной девальвации белорусского рубля количество временно безработных вырастет до миллиона, считает Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. Бизнес рассматривает возможность миграции в соседние области России и Украины.
Нацбанк Беларуси рассчитывает гасить пожар за счет российских стабилизационных кредитов. $3 млрд от соседей могут поступить в ближайшие недели.
— Но российский кредит уже мало что решает, — утверждает Александр Калинин. — Сбалансировать рынок без девальвации национальной денежной единицы все равно не удастся.
Комментарии