Писательница Мария Матиос, 47 лет, говорит, что ситуация в стране радикально изменится после того, как к власти придет следующее поколение политиков. Ведь их имена не значились в списках резерва кадров ЦК и списках информаторов КГБ.
Иногда вялое, временами непоследовательное развитие Украины на протяжении последних 15 лет объясняют национальными особенностями украинцев: терпеливостью, осторожностью, отчасти нерешительностью. Не являются ли эти черты в нынешнем жестоком мире действительно нежелательными?
— Да Господь с вами! И вы называете вялым это семимильное пятнадцатилетнее движение вперед такой большой, но такой неоднородной страны, разные части которой ментально, интеллектуально, культурно и социально напоминают лебедя, щуку и рака?! Нация, которая смогла осуществить ряд национальных революций, является вялой?!
Почувствуйте разницу. В России все бунты, революции и потрясения имели исключительно социальный характер. Тем временем Украина показала мировые беспрецедентные явления национального направления — как, скажем, освободительные движения 1920-х и 1940–1950-х годов. В конечном итоге, однозначный выбор независимости в 1990-х также был продиктован желанием иметь национальное государство, а не вареную колбасу по два тридцать.
Но если сравнить путь государств, находящихся западнее нас, и наш, то быстрым движение Украины вперед точно не кажется.
— Украина — между Западом и Россией. А любое пограничье, любой транзитный "млечный путь" всегда остается лакомым для прагматичных, да и не совсем, акул. То ли из соседских, или из более отдаленных акваторий. Украина является буфером между динамическим Западом и фактически Азией в "парандже". И при таких условиях он не может быть не надкалываемый, не "бомбардированный". Так что за нас еще долго будет продолжаться свирепая битва.
Но с народом у нас все нормально. Да, мы менее динамичны и не слишком склонны к резким движениям. Сказать бы, рассудительные. Украинцы научены царскими запретами, Голодомором, террором... Научены страхом. Так что систематически крутить кукиш в кармане своим обидчикам — это уже остаток проходящего страха. Проходящего! У меня в этом нет ни малейшего сомнения.
С народом все нормально — а с проводниками нации?
— Я пока вижу лишь умелых и выдающихся "проводников" народного добра в оффшоры... С проводниками нации туже. "Сутужна, сину мій, вкраїнська справа?" — эти слова Леси Украинка наиболее полно отражают суть современных национальных движений. Но эта трудность не отрицает государственно созидательных потуг народа. Именно народ, которому сотнями лет прививали страх и садомазохистский тезис, что наивысшей добродетелью национальной ментальности является "або на палю — або на гак", все равно неоднократно выступал мощным стимулятором движения вперед. Вспомним события 2004 года.
А проводники? Те, кто 15 лет тому назад брал государственные вожжи в руки и держит их доныне, время от времени тасуя одну и ту же кадровую колоду, были и остаются неумелыми, чтобы не сказать вредными с точки зрения национальных интересов "ездовыми". У них ментальность возницы -фурмана, которому вдруг вместо телеги достался " майбах". Они намертво привязаны всем своим естеством к колхозу, откуда всегда можно украсть мешок комбикорма.
В нашей псевдоэлите одни очарованы востоком, другие — западом. И немногие очарованы Украиной
Отдел кадров ЦК Компартии доныне остается действующим! Но по-другому и быть не могло. Принцип "лебедя — щуки — рака" надолго раскорячил Украину. Однако наш почти шахтерский за сложностью путь к самому себе — необратимый.
Говорят, что нация, которая не прошла в своем создании государства через какие-то сильные потрясения, не имеет шансов на успешное государственное строительство. Не свидетельствует ли об этом пример Украины?
— Пример Украины последних лет свидетельствует лишь о том, что она тверже и неотвратимо становится на здоровые ноги, оставаясь со здоровой головой. Некоторым, особенно соседям, это — как кость в горле. Поэтому немощная в этом отношении Россия пытается довести, что Украина — калека создания государства. Ибо украинское общественное, тем более национальное здоровье не входит в стратегические планы соседа.
А относительно потрясений? Чего-чего, а этого "добра" наша нация имеет в избытке. И пролитой крови хватило бы на два моря. Так что и с этим мы впереди планеты всей. А у себя пока еще имеем то, что позволили иметь. Но народ учится. Он, кстати, ученик способный. Очень.
А вот сегодняшняя политическая псевдоэлита всплошную больна "болезнью Бехтерева". Это такая болезнь, когда кости и мышцы шеи теряют способность двигаться вокруг туловища, и голова повернута в одну сторону. В этой псевдоэлите одни очарованы востоком, другие — западом. И среди тех, от кого зависит принятие кардинальных и радикальных решений, немногие очарованы Украиной. А если кто и очарован — то ограничен в ресурсах. Однако это также преходящее. Я верю в национальное и прагматичное здоровье поколения тех, кто наступает на пяты сегодняшним политическим шулерам. Это — наши дети. Их имена не значились в списках резерва кадров ЦК и списках информаторов КГБ.
Выглядит так, что сейчас самым распространенным способом национального самоосознания украинцев, в том числе и молодежи, является отрицание своей тождественности с россиянами, даже если они при этом говорят на русском.
— Глупости! Нам хотят навязать эту мысль. Не без помощи России, кстати. Национальное самоосознание для каждого человека — это целая система знаков. Как внешних, так и внутренних. И она не всегда тождественна знакам другого человека. В моем селе на Буковине с полвека живет автохтонная татарка, которая доныне гуцульский диалект "сдабривает" своими татарскими перлами. Но попробуйте ей сказать, что она не украинка. Не по рождению, а по ощущению!
Стоит ли небезразличной ко всему национальному части обществу все еще надеяться на власть в том, что она будет проводить-таки соответствующую политику?
— Не надеяться следует, а требовать. Власть хоть и нахальная, но инстинкт самосохранения у нее на генном уровне. Когда бы украинский Херсон, Донбасс или Николаев (хотя бы тот, который живет по селам и местечкам) смелее заговорил о вещах национального порядка (где наши школы? пресса? кино? литература? почему мастодонты навязывают нам свои модели и так далее), то лозунги национальной идеи озвучивал бы сам господин Киселев из "регионалов", а не то что либералы от экономики.
Так что тоненький, но болезненный кнут пока еще нужен как части нации, так и власти. Тем более, если она такая, украи ноненависническая. Кстати, не по языку. А ментально. Власти, которая устами вице-премьера по гуманитарным вопросам Дмитрия Табачника публично рекомендует мне, государственному служащему, из собственной зарплаты выплатить нынешним Шевченковским лауреатам недоплаченные правительством Януковича 170 тысяч гривень! А речь идет о единственной Национальной премии Украины — имени Тараса Шевченко. Речь идет, в том числе, и о двух гражданах иностранных государств, не говоря о своих, недосчитавшихся того, чем их наградило государство от имени президента. А вы говорите надеяться? Веником мести, а не надеяться! Менять до тех пор, пока власть не станет думать по-украински! Иного способа очищения и воспитания национальной власти не существует.
Комментарии
1