Причиной такого радикального шага специалисты Антимонопольного комитета называют недобросовестность ряда фармпроизводителей. Компании запускают такую рекламу, которая вводит людей в заблуждение. Агрессивные телевизионные ролики сначала акцентируют внимание на проблеме, а затем побуждают людей покупать абсолютно ненужные лекарства. Такая реклама также часто создает ощущение, что для установления диагноза и назначения терапии врачи не нужны, а все болезни можно быстро ликвидировать с помощью предлагаемых препаратов.
Люди верят рекламе, а когда понимают, что их обманули, начинают заваливать жалобами депутатов. Парламентский комитет по вопросам здравоохранения с начала года получил 1900 обращений граждан. Главный консультант комитета Светлана Зброжек говорит, что половина из них жалуются на лекарственные средства и приборы, в частности на препараты витрум, атма, гриппекс, мезим, лазолван, э спумизан, простамол уно. Люди пишут, что в рекламе больным обещают золотые горы, а на деле исцеление не происходит.
– Вот жалоба от женщины, купившей препарат для своего мужа, но никакого эффекта лекарства не дали. Она также возмущена содержанием телевизионной рекламы препарата простамол уно. — Светлана Зброжек цитирует письмо: — "Реклама простамол уно этически обижает меня как женщину. В таком духе мы дойдем до натуральной анатомии и открытой порнографии. Реклама влияет на подсознание людей, обещает выздоровление, чего нет в действительности. Прошу закрыть такую рекламу".
Больным обещают золотые горы, а исцеление не происходит
Еще одно письмо от жительницы Полтавщины, которая проработала учительницей в школе 21 год: "Прошу обратить внимание на рекламу препарата мезим. Купила, начала его употреблять, а он совсем не помогает. С желудком как были проблемы, так и остались. Зачем рекламировать дорогие лекарства, если в Украине есть аналоги, ничем не хуже импортных? Нужно разобраться, что это за препарат такой, почему его так рекламируют, кто его изготовляет и почему мы зря тратим деньги".
— Реклама побуждает пациента самостоятельно, без участия врача разобраться с болезнью. Это очень опасно! — говорит главный врач Киевского городского центра здоровья Отто Стойка. — А правильный путь немного хлопотный: идти к врачу и разбираться, почему болит желудок, делать дополнительные обследования, анализы. И если у человека остро заболел живот, для установления диагноза ему не дают даже банальных обезбаливающих, чтобы не смазать клиническую картину. Реклама предлагает простой путь: выпил таблетку, и все, можешь забыть о боли в желудке. Таким образом пациента подталкивают к тому, чтобы он сам, без участия врача, разобрался с болезнью. Это очень опасно! Причиной такой боли могут быть миллион болезней, и все лечат по-разному, а не одной таблеткой.
Антимонопольный комитет планируте привлечь к ответственности за размещение неправдивой рекламы производителя мезима и простамола. Его обяжут снять проблемные ролики с эфира и, возможно, заплатить штраф. В целом за последние полтора года АМКУ провел свыше 300 расследований относительно распространения недобросовестной рекламной информации. Из них 65 касалась реклама лекарственных препаратов и БАДов. По результатам многих дел комитет привлек субъектов к ответственности. Так, австрийскую компанию-производителя лазолвана оштрафовали на 1 млн грн. Препарат рекламировали так: "Кашель вылечит вам, освободит дыхание – лазолван". Но это лекарственное средство не лечит заболевания дыхательных путей, а только уменьшает проявление простудных симптомов.
Комментарии