Основатель интернет-издания "Вотчер" 34-летний Максим Саваневский объясняет, почему политики все чаще создают страницы в социальных сетях и значение интернета во время будущих выборов.
— Во-первых, в Украине уже около 15-16 миллионов пользователей интернета. В больших областных центрах — это больше половины населения. Расширение аудитории идет за счет жителей райцентров. В Украине 12 процентов людей не имеют телевидения, но имеют интернет.
Во-вторых, в социальных сетях ежедневное количество контактов человека с другими в несколько раз больше, чем в жизни. Это хорошая возможность взаимодействия со своими сторонниками. Уже сегодня во Франции, США, Канаде без присутствия в интернете выиграть выборы трудно.
Кто из украинских политиков лучше всего представлен в интернете?
— Молодые. Например, Леся Оробец. Это не топ-политик, но она все делает правильно. Около 40 депутатов имеют свои страницы в Фейсбуке. Это 10 процентов состава парламента. Обычно лидеры в сетях — те, кто является лидером в политической реальности. Та же Тимошенко — первая по количеству фанов в Фейсбуке, но из-за ее неактивности в этом месяце ее должен перегнать Тигипко. Дальше идут Королевская, Азаров.
Свой Твиттер Тимошенко вела сама. На сегодня у нее около 90 тысяч читателей. И это феноменальный показатель, потому что украинская месячная аудитория Твиттера — 240 тысяч.
Какие типичные проколы политиков в интернете?
— К Фейсбук-странице премьера Николая Азарова сначала сделали свободный доступ. Полился поток негатива, и тогда начали все зачищать, удалять "неправильные" комментарии. У спикера Владимира Литвина форма подачи страницы будто от него, но ясно, что это — не он. Фальшь люди вычисляют быстро. То, что страницу ведет пресс-служба, — нормально, но людям нужно это сказать. На странице Сергея Тигипко указано, что это — пресс-служба. Европейские политики помечают свои посты специальной отметкой, а посты пресс-службы проходят без таких отметок. Так делают Обама, Саркози, Меркель.
Почему от политиков слышны пренебрежительные высказывания относительно интернета и новостей из сети?
— Они не поняли, интернет — не телевидение. Там монолог, а здесь диалог. В сети могут и послать. Если ты к этому не готов — не стоит ничего заводить.
Многие политики пытаются почистить интернетовские поисковые системы, чтобы позитивная информация появлялась в первой десятке, а негатив — в конце. Они видят интернет как старую газетно-телевизионную пропагандистскую машину. Пытаются использовать интернет с логикой: позитив о нас, негатив — о конкурентах. Но это невозможно.
Можно ли в интернете нивелировать информацию, которая уже обнародована?
— Скрывать ее невозможно, но можно заговорить, превратить в шутку. Этому помогает активный "троллинг" и так называемые "боты", которых используют преимущественно в комментариях к материалам. Своим клиентам применять это я не советую. "Ботов" быстро вычисляют. Хамство в комментариях значительного эффекта не имеет, потому что не очень много людей эти комментарии читают. В социальных сетях "ботов" легко удаляют из списка друзей.
Мажоритарная система выборов повлияет на интернет-кампании политиков?
— Да, все подстраивается. Особенно это заметно в городах-миллионниках. В социальных сетях есть возможность протолкнуть рекламу очень четко по населенному пункту, который является целевой аудиторией для определенного политика.
Особенность интернета в том, что его пользователи негативно относятся к власти. Поэтому больше пользы он принесет оппозиционерам или тем, кто изображает оппозиционера.
Сколько стоит политическая интернет-кампания?
— 30-70 тысяч долларов на мажоритарном округе. Общенациональная кампания будет стоить от 1 до 3 миллионов долларов.
По влиянию на избирателей интернет может перевесить телевидение?
— У телевизора люди проводят больше времени, чем в интернете. Даже в США без телевидения медийная составляющая политического проекта невозможна.
Следующие выборы в Украине приведут к существенному росту значения интернета в избирательной кампании. А президентские выборы 2015 года выиграет тот, кто сможет получить в интернете существенное преимущество. Не из-за его значимости, а потому, что он является зеркалом общества. Поддержка в интернете приблизительно будет равняться поддержке в реальности.
Комментарии
8