Незадолго до начала Зимних олимпийских игр в Южной Корее, которые пройдут с 9 по 25 февраля, бывшая шпионка КНДР рассказала о теракте 30-летней давности. Устроила его ради срыва летней Олимпиады в южнокорейском Сеуле в 1988-м. Приказ получила от будущего лидера Северной Кореи Ким Чен Ира. На то время он руководил спецслужбами.
Тогда 25-летняя Ким Хен Хи и руководитель разведки КНДР Ким Сын Иль подложили взрывчатку в самолет "Боинг-707". На борту были 11 членов экипажа и 104 пассажира — преимущественно трудовые мигранты из Южной Кореи. Не выжил никто. В настоящее время женщина работает на разведку Южной Кореи.
Ким родилась 27 января 1962-го в семье дипломата. Выросла в столице КНДР Пхеньяне. Некоторое время жила на Кубе. Семь лет ее готовили в северокорейском шпионском агентстве. Преподавали боевые искусства и физическую подготовку. Похищенный спецслужбами японец три года учил японскому языку. Студентам показывали пропагандистские фильмы. Учили пользоваться кредитными карточками, посещать дискотеки и покупать в супермаркетах. В конце курсантов тщательно тестировали.
В 1987 году получила задание — взорвать самолет с гражданами Южной Кореи.
Агенты изображали японских туристов, отца и дочь. 12 ноября 1987-го вылетели из КНДР. Добрались до Австрии через Москву. В венской гостинице неизвестный передал им детонатор, замаскированный под радиоприемник "Панасоник". Жидкая взрывчатка была в бутылке из-под алкоголя. Собрав бомбу, пара отправилась в иракский Багдад. Оттуда должен был вылететь рейс 858.
Должны были пронести взрывное устройство на борт. Охранники аэропорта заметили приемник. Вынули батарею, необходимую для детонации.
— Я очень нервничала. Обратилась к администрации. Вставила батарейку в приемник, включила, и из него зазвучали звуки. Сказала, что они слишком беспокоятся, — рассказывает Хи.
Устройство позволили взять в салон.
— Когда садилась в самолет, взглянула на пассажиров. Подумала: "Все эти люди умрут". Но заверила себя, что должна действовать ради родины, — вспоминает.
Бомбу положила на полочку для вещей в салоне. С напарником вышли во время промежуточной посадки в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.
Устройство взорвалось 29 ноября 1987-го в 14:05 по корейскому времени над открытым морем. Самолет заходил на посадку возле столицы Таиланда Бангкока.
Агентов поймали в королевстве Бахрейн — небольшой островной стране между Саудовской Аравией и Ираном. Хи и Иль имели при себе капсулы с цианистым калием, замаскированные под сигареты, — на случай провала.
— Мы должны были проглотить их, чтобы сохранить тайну. Я подумала — жаль, что моя 25-летняя жизнь так заканчивается, — говорит Хи.
Иль умер. Хи спасли. В 1990-м ее судили. Тогдашний президент Южной Кореи Ро Де У помиловал шпионку. Стала жертвой "промывки мозгов" на родине, сказал.
— Первое, что подумала, когда услышала о помиловании: "Как обрадуется моя мать". Знаю, что я большая грешница. Я должна была умереть, — говорит Хи.
Она вышла замуж за бывшего южнокорейского разведчика. Был ее охранником после помилования. Имеют двух детей. Сейчас работает и пишет мемуары.
В КНДР биографию Хи называют выдумкой Юга.
Комментарии