Во вторник, 29 октября, в турецком городе Стамбул открыли тоннель метро "Мармарай". Это — самый глубокий подводный сборный тоннель. Под проливом Босфор пролегает на глубине 60 м. Открытие сооружения посвятили 90-й годовщине Турецкой Республики.
Чтобы соединить европейскую и азиатскую часть страны, понадобилось девять лет. "Мармарай" должен выдержать 9-балльное землетрясение, по проекту. В этом и заключалась сложность строительства. Сооружение имеет 11 секций по 130 м весом 18 тыс тонн каждая. Их строили каждую отдельно, а затем опускали на глубину и собирали из них единый тоннель.
Хотя "Мармарай" официально открыли, пользоваться им смогут лишь в следующем году. В рамках проекта должны построить 63 км пригородных путей и 76 км железной дороги между городами Гебзе и Халкали. До следующего года будут строить еще три подземных станции и реконструируют 37 старых.
Въезды в "Мармарай" расположены на площади Казличешме в европейской части и на станции метро Айриликчешме в азиатской. Общая длина тоннеля 13,6 км. Поездка с одного конца в другой длится 104 минуты. Название происходит от названия соседнего Мраморного моря и турецкого слова "рельсы".
14 млн жителей Стамбула почти ежедневно пересекают Босфор по двум мостам. Благодаря тоннелю их удастся разгрузить. Новая линия метро должна сократить на 20% количество заторов в городе. Планируют, что за 1 час в обоих направлениях будет проезжать 75 тыс. пассажиров.
Подводное соединение под Босфором планировал еще османский султан Абдул Меджид в 1860 году. Тогда не было технологий, которые позволили бы реализовать замысел. Строительство начала турецко-японская компания в 2004-м. Планировали закончить за четыре года. Помешали археологические находки, на которые наталкивались бригады строителей. Обнаружили флотилию византийских средневековых кораблей, порт Эникапи, руинам которого 8,5 тыс. лет. В целом нашли 40 тыс. предметов древности.
Строительство тоннеля "Мармарай" начали по инициативе премьер-министра 59-летнего Реджепа Таипа Эрдогана. Из бюджета на проект потратили 3,3 млрд евро, это почти 33 млрд грн.
— Мы соединили Лондон и Пекин. Наконец осуществилась мечта 150 лет. Этот тоннель — часть древнего Шелкового пути, — прокомментировал на открытии премьер.
В июне этого года жители Стамбула и еще 70 городов вышли на акции протеста. Строительство торгового центра на месте сквера, аэропорта и, в частности, тоннеля "Мармарай" вызвало массовые беспорядки и столкновения с полицией.
Во время строительства тоннеля "Мармарай" вырубили 2,5 млн деревьев.
Комментарии