Одно из многих еврейских слов, которые попали в разные языки мира, " хуцпа" (chutzpah). Толковые словари переводят его как "особенно циничная, подлая, дерзкая ложь". Суть " хуцпы" лучше всего иллюстрируется анекдотом о мужчине, зарезавшем отца и мать, а тогда пошел на паперть со словами: "Подайте милостыню горемычному сироте!"
Хуцпа стара как мир или по крайней мере, как мировая политика. Мастерами хуцпы были все царедворцы, еще большими ее виртуозами оказались российские большевики. В 1918–1920 гг они "освободили" украинских рабочих и крестьян от них самих — для того, чтобы вскоре выморить половину из них голодом и сгноить в гулагах. В 1940-м они попробовали сделать то же с финскими рабочими и крестьянами — к счастью, неудачно. Зато удачнее оказался большевистско-нацистский проект "освобождения" Прибалтики, Польши, Молдовы и Буковины. Ну, а затем сове тские танки освободили Будапешт от венгров, Прагу от чехов и Кабул от афганцев. Весь этот международный разбой назывался "интернациональной помощью". Хуцпа оказалась такой убедительной, что наши хуторянские мас с-медиа и до сих пор называют бедняг, которых режим послал на эти мокрые дела, "воинами-интернационалистами". Воинам Бог, конечно, простит — они не имели выбора. А вот полоумным журналистам — вряд ли.
Гэбэшный режим, который правит Россией от конца 1990-х, похоже, в совершенстве овладел искусством своих предшественников — начиная, вероятно, от операции "Путин — наш президент", ради которой пришлось взорвать несколько жилых домов с собственными гражданами от имени пакостных чеченцев. Сочувственный российский народ не только подал горемычным лубе нским сиротам милостыню, но и избрал себе их вожака президентом и даже смог полюбить его всеми фибрами патриотической православной души.
Запад, который давно уже вышел из Средневековья, кажется, никак не может приловчиться к этой старой -новой политике Кремля. Все понимают вроде бы, что российские политики бесстыже, цинично, нагло врут. Но сказать хаму в глаза, что он — хам и мерзавец, как-то не представляется возможным: как-никак, а представитель большого государства, в галстуке, с университетским дипломом, с постоянным местом в Совете безопасности ООН, с атомной бомбой, с месторождениями нефти и газа... Действительно, лучшее промолчать.
Все это слишком напоминает ситуацию из классического американского фильма "Метро", где двое отморозков в вагоне подземки терроризируют по очереди всех пассажиров. Пока они обрабатывают кого-то одного, остальные делают вид, что это их не касается.
Конечно, не касается.
До поры, до времени.
Так приблизительно думали в свое время западные либералы и о Сталине, и о Гитлере.
Ради операции "Путин — наш президент" пришлось взорвать несколько жилых домов
Хуцпа пьянит. Ее носители входят в своеобразный раж и начинают сами верить собственному телевидению, системно зомбирующему население всевозможными небылицами, имперской паранойей, ненавистью и подозрительностью к миру. Но еще больше пьянит ощущения безнаказанности: устроив геноцид в Чечне и не услышав от Запада ничего, кроме "серьезной обеспокоенности", можно взяться за Грузию. Потопив ее в крови, можно взяться за Украину или по крайней мере за Крым. И при этом главный хуцпи ст будет смотреть честными змеиными глазами в объектив телекамеры и рассказывать о своей очередной "миротворческой" миссии, а заодно и о том, что Крым, собственно, никогда Украине не принадлежал. И, конечно, никто в добропорядочном обществе не осмелится напомнить хаму, что Крым, собственно, никогда не был российским — как и много чего другого. И что стал он тем, чем является, в результате грубого имперского захвата, этнических чисток и заселения территории мародерами, падкими на татарские земли и имущество.
На протяжении последней недели я пытался понять причину беспомощности Запада перед хуцпой, просматривая в Интернете западную прессу и переписываясь электронной почтой с западными коллегами. Объяснения оказались в целом предсказуемыми: Запад разъединен (как пассажиры в упомянутом метро); Грузия — слишком далека и не слишком важна для Европы; а Россия — слишком мощная и самонадеянная, поэтому не стоит ее раздражать, чтобы она не навредила еще где-нибудь — в Иране, Афганистане, Северной Корее, не говоря уже о снабжении нефти и газа.
Это говорят не только политики, которые подсели, как Шредер, на газпромо вскую иглу, и не только западные двойники печальноизвестного Глеба Павловского, наподобие Александра Рара, но и люди вполне порядочные и ответственные, как, например, профессор Гергард Зимон. А все же я пытался найти какие-то проблески оптимизма на фоне этой в целом жуткой европейской капитуляции — и таки нашел.
По всем параметрами Россия — это достаточно посредственная страна
Сводятся они к двум тезисам. Во-первых, Запад таки должен выработать общую политику относительно России и рано или поздно будет вынужден это сделать. Тон и инициативу здесь, несомненно, зададут американцы, в частности после прихода к власти нового, не скомпрометированного собственной иракской хуцпой президента. И во-вторых, Россию не стоит недооценивать, но и не стоит переоценивать. По всем параметрам, это достаточно посредственная страна, не способная выдержать в обозримом будущем новой холодной войны, гонки вооружений и минимальных международных санкций. Россия зависит от экспорта газа в не меньшей мере, чем Европа — от импорта. Перестройка империи и запугивание соседей является побочным интересом глубоко коррумпированного режима, который правит этой страной. Главный интерес кремлевских хуцпи сто в никоим образом не государственный, а сугубо частный — содержание власти и личное обогащение. Нынешние российские элиты, в отличие от сове тских, тысячами нитей связанные с Западом: там они отдыхают, развлекаются, покупают недвижимость, учат детей, содержат любовниц, лечатся, прокручивают через западные банки разнообразные аферы. И, естественно, именно там хранят свои трудовые миллиарды, накопленные в процессе поднятия России с колен.
Жаль Виктора Ющенко, который неведомо как оказался в этой стае
Западным органам стоит внимательнее присмотреться к этим миллиардам, заморозить некоторые из них на время расследования, лишить виз нескольких одиозных представителей режима, чтобы "миротворческий" запал кремлевских хуцпи сто в заметно охладел. Рано или поздно это произойдет — на смену наивному Никсону опять придет какой-то прагматичный Рейган и поставит распоясавших бандюко в на место. В фильме "Метро" эту функцию в конечном итоге выполняет американский солдат одной рукой, — потому что вторая сломана и в гипсе.
Останется ли к тому времени что-то от Украины — сказать сложно и, по-видимому, и не слишком важно. В любом случае, для подавляющего большинства местного населения и почти всех так называемых элит.
Мелкие карманные жулики дружно сигнализируют московскому пахану свою лояльность. Оно и в самом деле — на носу очередные выборы, а вы здесь к ним цепляетесь с какими-то "национальными интересами" и, прости господи, "национальным достоинством", которого на хлеб не будешь мазать и в швейцарский банк не положишь.
Жаль украинского президента, который неведомо как оказался в этой стае. Сразу видно — пасечник среди настоящего воинства.
Комментарии
79