— Я облажался. Хочу умереть, — передал по радио 52-летний Франциско Хосе Гарсон, машинист испанского поезда Мадрид — Ферроль, в первые минуты после катастрофы возле Сантьяго-де-Компостелла. В результате ее погибло 79 пассажиров. Машинист остался жив и в воскресенье предстал перед судом за убийство по неосторожности. Установили, что на повороте он разогнал поезд более чем вдвое сверх нормы.
На видео из камер наблюдения видно, как поезд слетает с рельсов под эстакадой, разбивается о бетонную стену и опрокидывается. Он ехал на скорости 190 км/ч вместо нормативных 80, хотя до станции было 4 км.
— Я была дома и услышала, будто ударил сильный гром. Все затянуло дымом, — рассказывает местная 62-летняя Мария Рамос, которая живет в нескольких десятках метров от места аварии. — Это была катастрофа. Люди кричали, все побежали искать покрывала и полотенца, чтобы помочь раненым.
Перевернулись четыре вагона, один разломан. В целом поезд перевозил 218 пассажиров и четырех работников. Почти все живые получили ранения. Точное количество погибших долго не могли установить, потому что считать часто приходилось лишь части тел.
Из окон вырывалось пламя. В кабине спасатели нашли Франциско Гарсона, который отделался легкими повреждениями.
— Надеюсь, никто не погиб, иначе все жертвы будут на моей совести, — сказал тот.
Оказалось, машинист любит быстро ездить. В социальной сети "Фейсбук" публиковал свои фото в кабине пассажирского поезда — спидометр показывал 200 км/ч.
"Представьте, какой переполох начался бы, если бы проехать мимо полицейских так быстро, чтобы их радары вышли из строя. Вот штраф выписали бы "Ренфе" (испанской железной дороге. — "ГПУ")", — комментировал снимки Гарсон.
Система безопасности на европейских железных дорогах состоит из компьютера в локомотиве и радиомаяков вдоль колеи.
— Маяки взаимодействуют с компьютером, который оценивает скорость по многим параметрам: категории поезда, его длине, максимально допустимой скорости, коэффициенту ускорения, — объясняет французский железнодорожный эксперт Кристоф Дард. — Когда поезд начинает превышать заданную скорость более чем на 5 километров в час, машинист в кабине слышит громкий сигнал. Если он не отреагирует в течение нескольких секунд, происходит автоматическое торможение.
Так действует ЕРТМС — Европейская система управления железнодорожным движением. Однако в Испании местами пользуются собственной АСФА. Она менее точна и автоматическое торможение включает, только когда поезд едет быстрее 200 км/ч. Линия под Сантьяго-де-Компостелла оборудована АСФА. Впрочем, автоматика зарегистрировала: Франциско Гарсон незадолго до аварии получил звуковой сигнал о превышении скорости и нажал на кнопку, что услышал его. Профсоюз железнодорожников настаивает, что виновен не только он, но и "Ренфе", потому что не оборудовала колею более совершенной системой безопасности.
В прошлую субботу рельсы расчистили, и поезда Мадрид — Ферроль опять курсируют.
Крупные железнодорожные аварии в Европе
Франция. 12 июля 2013-го в городе Бретиньи-сюр-Орж пассажирский поезд сошел с рельсов. Погибли шесть человек. Предварительная причина — перемычка, которая соединяла два рельса, открутилась и попала в стрелку. Поезд не смог перейти на другую колею.
Польша. 3 марта 2012-го возле городка Щекоцини произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. 16 людей погибло, еще 57 получили ранения. Причина — поломка стрелки и ошибка диспетчеров, которые этого не заметили и направили один из поездов не по той колее.
Бельгия. 15 февраля 2010-го возле столицы Брюсселя 18 человек погибли и 162 получили ранения в лобовом столкновении поездов. Один из них оказался не на той колее по неизвестным причинам. Допускают, машинист проигнорировал красный свет светофора.
Великобритания. 8 октября 1999-го возле железнодорожной станции Паддингтон в Лондоне столкнулись пассажирские поезда — пригородный и интерсити. Авария, в которой погиб 31 человек и 227 были ранены, стала одной из наибольших в истории страны. Причина — молодой машинист пригородного принял красный свет за желтый и продолжил разгон, вместо остановиться.
Германия. 3 июня 1998-го на севере страны возле города Эшеде на скорости 200 км/ч сошел с рельсов пассажирский поезд Ганновер–Гамбург. При этом он врезался в мост над колеей и обвалив его на себя. Погиб 101 человек, 88 получили ранения. Эта катастрофа — наибольшая по количеству смертей в истории скоростных поездов.
Комментарии