Минимум 36 человек погибли в воскресенье в тюрьме возле египетской столицы Каир, когда арестованные исламисты попытались вырваться на свободу. Сторонники свергнутого 3 июля президента Мухаммеда Мурси взяли в заложники охранника. Его коллеги запустили в помещение слезоточивый газ.
Всего более 800 человек погибли в столкновениях, с тех пор, как в прошлую среду полиция и военные зачистили два палаточных городка движения "Братья мусульмане" в Каире.
После нового недельного витка противостояний министр обороны генерал Абдель Фаттах аль-Сиси призвал противников успокоиться. Лидер военных, которые сейчас удерживают власть, дал понять, что не допустит возвращения Мурси и курса на исламизацию страны.
- Противостояние будет не в пользу тех, кто выступит против нас, - говорит генерал.
После смерти соратников в тюрьме исламисты ходят по улицам и скандируют: "Мы все готовы стать мучениками!" Происходят перестрелки солдат и полицейских со сторонниками Мурси.
Еще одна сторона - гражданские противники исламистов, организовывающиеся в вооруженные дружины.
В субботу спецслужбы арестовали свыше 350 радикальных мусульман в мечети аль-Фат, где они прятались. Осада длилась всю ночь. Валид Аттар был среди тех, кто пытался прорвать ее.
- Не понимали, откуда летели пули. Даже военные спрятались. Мы бежали между автомобилей, чтобы нас не расстреляли. На многих из оставшихся в мечети нападали бандиты. Кричали, что нас всех надо поубивать.
Среди арестованных оказался Мохамед аль-Завахири, брат действующего лидера террористической организации "Аль-Каида". В Египет начали прибывать желающие повоевать за веру из других мусульманских стран и диаспор Европы.
Мухаммед Мурси был первым демократически избранным президентом после того, как в позапрошлом году египтяне свергли Хосни Мубарака, который правил страной 30 лет.
Мурси начал вводить исламское право, а в конституции закрепил себе дополнительные полномочия. Тогда поднялись демонстрации сторонников светского государства. Военные свергли президента и посадили под домашний арест. После этого уже "Братья мусульмане" начали организовывать сопротивление, часто с оружием в руках.
Обстреляли мечеть, когда там шел урок для подростков
- В организации пообещали, что будут эвакуировать нас, как только будем готовы, - рассказывает "ГПУ" врач Детского фонда ООН в Каире 34-летняя Хайден Локкет. - Врачей катастрофически не хватает, потому постараемся работать как можно дольше. С прошлой недели мы в военном режиме - не выезжаем на вызовы после сумерек, не выходим без сопровождения хотя бы одного вооруженного воина. Моя коллега после того, как стреляли возле госпиталя, решила лететь домой ближайшим рейсом.
Травмированных много. Позавчера обстреляли мечеть, когда там шел урок для подростков. Двое мальчиков погибли, троих привезли к нам. Нам не хватает донорской крови. Запасы заканчиваются, а новой взять негде. Но даже если появятся доноры, нет возможности ее проверять.
Все, кто мог, выехали из города. Мародеры влезают в дома и тянут все что могут. Магазины или закрыты, или разорены, или в них ничего нет. На улицах есть патруль, но все происходит слишком быстро. Только что здесь проходил полицейский, а уже дерутся и у кого-то проломлен камнем череп.
Победитель будет править только до следующей войны
- И у светского, и у исламистского государства есть свои плюсы, - считает журналист каирского телеканала "Ахрам" 36-летний Саид Абделаль. - Традиционная религиозная модель дает возможность максимально сохранить культуру. Но для этого надо отказаться от прогресса, более того, сделать 10 шагов назад, хоть мы за эти два года и так вернулись в темные времена. Первыми звоночком при правлении Мурси стали проблемы с учебой у студенток. А закончилось тем, что нам пришлось делать цикл телепрограмм, как полиция не давала хода расследованиям изнасилования и избиения женщин. Началась слишком активная религиозная агитация в школе, на работе. Из-за исламистов Египет становился все менее привлекательным для туристов и иностранных инвесторов. А это большая угроза экономике - потерять такие деньги. Хотя исламисты заверяют, что сможем получать большие поступления от мусульманских стран, и это тоже может быть правда. В то же время опыт свидетельствует, что даже во время войны туристы приезжают.
У светской модели проблема такая: нет хорошей команды, которая могла бы прийти к власти. Это все скомпрометированные люди, которые выросли из системы Мубарака. Он мог бы и дальше править, если бы не был такой жадный. Реформы людям нравились, всем хотелось жить, как в Европе. Хотели чего-то другого. Сейчас ни одна сторона не ищет компромисса. Дело даже не в том, что по обе стороны фанатики, хотя на улицах так и есть. Руководят ими люди, которые хотят прийти к власти единолично. Мне кажется, теперь уже все равно, кто дальше будет руководить. После того, как обе стороны, не колеблясь макнули руки в кровь, это не суть важно. Кто бы не победил, они будут править только до следующей войны.
Комментарии