четверг, 04 февраля 2010 18:04

"Мужчины редко у нас задерживаются. Приходят от безысходности"

Автор: фото: Татьяна ЩЕРБАТЮК
  Кондукторы троллейбусов Татьяна Ганевич (на переднем плане) та Надежда Колодийчук сдают деньги в отделе по сбору выручки диспетчерского пункта ”Вишенка” в Виннице. Копейки складывают в кучки по одной гривне на металлическом подносе. Бумажные купюры считаю
Кондукторы троллейбусов Татьяна Ганевич (на переднем плане) та Надежда Колодийчук сдают деньги в отделе по сбору выручки диспетчерского пункта ”Вишенка” в Виннице. Копейки складывают в кучки по одной гривне на металлическом подносе. Бумажные купюры считаю

"Львов отказался от кондукторов, — говорит начальник Винницкого трамвайно-троллейбусного управления Владимир Бугайчук. — За прошлый месяц их управление принесло в бюджет предприятия 1 миллион 600 тысяч гривен. А мы ежемесячно получаем около 3 миллионов. Третьи по Украине по количеству пассажироперевозок".

В диспетчерском пункте на конечной остановке Вишенки собираются кондукторы. Трое сегодня в резерве. Они будут сидеть на случай, если кто-то из основного состава не сможет выйти. За час ожидания им платят 6,74 грн. Другие переодеваются на смену. Полноватая женщина на теплый свитер под шею одевает еще один, сверху старую куртку на синтепоне, потом синий жилет кондуктора.

У деревянной стойки напротив кассы кондукторы, у которых закончилась смена, считают деньги. На небольшие металлические подносы складывают копейки в кучки по гривне, купюры отдельно.

— Галя, что с руками, что с губами? — говорит начальник маршрута Людмила Судома чернявой женщине в длинной черной куртке. Ее руки и губы обветрились, на них видно кровавые раны.

— Ой, Люда, мороз, все мороз. Ноги обмотала бумагой, а они все промокшие.

Выставляет из-под куртки ногу, ставит ее на пятку. Дерматиновые сапожки промокли и истрескались. Подходит к стойке, вынимает из сумки мазь календулы, мажет руки.

— Девочки, дайте кто-то копеек, потому что взяла мазь на крестик в аптеке, а заплатить нечем, — обращается к коллегам. — Людочка, ставь меня завтра опять в наряд, потому что конец месяца, нужно план делать.

Не слюнявь пальчики, когда даешь би летики, там куча микробов и на деньгах тоже

Людмила Судома приглашает в свой кабинет.

— Основная ваша задача — оби лечи вать пассажиров, — объясняет. — Предупреждаем, не вступайте не с кем в прирекания, никого не воспитывайте. Не хотят платить, отойдите, вы ту гривню и так заработаете. А здоровье можете потерять. У нас были случаи, когда кондукторов били, кусали. Займите в салоне троллейбуса стойкое положение и держитесь за перила. Как-то на конечной остановке водитель разворачивался, кондуктор не удержалась, ударилась головой. Будьте осторожны, когда выходите, подножки скользкие. Недавно кондуктор шла в диспетчерский пункт, поскользнулась и вывихнула ногу.

Шестичасовая смена по маршруту N10 Вишенка–Чехова начинается в 14.18, план — 292 грн. Пассажиров мало, есть свободные места. Треть из тех, кто заходит, — льготники. Другие рассчитываются сами, держа деньги наготове. Белокурая девушка перед выходом протягивает назад билет. Когда слышит отказ, округляет глаза. Парень в кожной куртке дает две гривни, от билета отказывается. До конца смены собралось лишние 15 грн.

— Девочка, иди сюда, — зовет человек в длинном пальто. — Не слюнявь пальчики, когда даешь би летики, там куча микробов и на деньгах тоже.

С 17.00 до 18.00 — час пик. Билеты покупают хорошо, но трудно протолкаться через толпу. Не все пассажиры успевают приобрести.

— Шоколадку хотите? — спрашивает подросток в черной короткой куртке.

Парень отламывает несколько кубиков плитки, после чего рассчитывается за проезд.

— Ой, какая хорошенькая девушка, — мужчина в коричневой кожной куртке дает гривню и заграждает проход. — Не возьму би летик, пока не дадите номер телефона.

На задние двери заходят двое нетрезвых мужчин.

— Мы одну остановочку, платить не будем, — заявляют.

В 21.00 в кассе троллейбусного депо сдают выручку пять кондукторов.

— Господи, дитя, ты зачем столько копеек насобирала, — подходит белокурая женщина. — Их нужно отдавать сразу. Вот так: дают тебе пять рублей, а ты сдачу копейками отдаешь. Не хотят брать? Тыкнула в руки и пошла дальше.

— 17 минут в пробке стояли, — вздыхает седая невысокая женщина. — Из графика выбились, план не сделала.

Кондукторное обслуживание в винницком городском транспорте ввели в 1996 году.

— Каждый день по 50 человек приходило, такие очереди стояли, — вспоминает Ирина Редько, 41 год, начальник отдела кадров трамвайно-троллейбусного управления. — Текучка была лет пять, а затем все успокоилось. Люди приходили наплывами: закрыли какой-то завод — волна людей, закрыли другой — опять наплыв. У нас всякие работали. Помню, была женщина, начальник цеха, с высшим образованием. Такая умни ца: и план делала, и к пассажирам приветливая. Она у нас шесть лет проработала, потом другую работу нашла.

Средний возраст кондукторов троллейбуса 46 лет, трамвая — 43. Преимущественно это женщины.

— Мужчины редко у нас задерживаются, — говорит Ирина Редько. — Приходят от безысходности, потом находят другую работу и уходят. Лучше всего на должности кондуктора уживаются работники торговли. Они привикли стоять на ногах, быстро считать деньги и работать с людьми. Приходят молодые женщины, лет 35–40, которые рано вышли замуж, просидели в декрете, а образования не получили. Стало больше женщин из села, такого раньше не было. И молодых девушек, и замужних, которые закрывают дом в селе и едут в город. Муж находит одну работу, жена другую, ребенок учится.

Особых требований к претендентам на должность кондуктора нет.

— Смотрим в трудовую книжку. Если нет увольнений по статьям, принимаем на работу. Легче работать людям с чувством юмора, которые не берут близко к сердцу неприятные ситуации.





1100


Столько гривен в среднем зарабатывает кондуктор в месяц. Заработная плата зависит от выполнения плана. При 100-процентном насчитывают 17% от собранной суммы и премию. Если план не сделан — только 11%. В трамвае план выполнить легче, но процент от собранной суммы меньше.

Стоимость проезда в трамваях и троллейбусах — 1 грн.

Раису Пясецкую укусила за руку пассажирка

В трамвайно-троллейбусном управлении ведут статистику несчастных случаев, которые произошли с кондукторами и водителями. За десять лет зафиксировали 48 случаев.

Елену Матюхину пассажир ударил в лицо, сломал нос. Пьяные в троллейбусе напали на кондуктора Наталию Билоножкину и вывихнули плечо. Сергею Пилипенко пьяный в трамвае сломал руку. Александру Джоге — порвал правую щеку. Павла Пуришкина пассажир избил за то, что попросил его освободить дверь для закрытия. Неизвестный нажал кнопку экстренного торможения. Другой пассажир, чтобы не упасть, ухватился за кондуктора Наталью Вечирко. Женщина упала и ушибла грудную клетку. На конечной остановке "Барское шоссе" один из пассажиров выхватил у кондуктора сумку с проездными талонами и деньгами. За требование кондуктора Раисы Пясецкой оплатить проезд ее укусили за руку. Надежда Мазур помогала подняться женщине, которая упала в салоне. За это ее ударил по шее мужчина, который был с пассажиркой. Галине Клеменчук показали липовое удостоверение. Кондуктор сказала оплатить проезд, женщина ее обругала и несколько раз ударила по голове и лицу.

Сейчас вы читаете новость «"Мужчины редко у нас задерживаются. Приходят от безысходности"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть