Два дня жители села Ланчин Надворнянского района Ивано-Франковщины перекрывали дорогу. Этим привлекали внимание власти к своим проблемам. После июльского наводнения кое-кому из пострадавших до сих пор не выплатили компенсаций.
— Приходила комиссия. Обещали, что составят акт. Но с тех слов нет ничего, — жалуется 76-летняя Мария Гаска. — У меня вода была в доме, конюшне и амбаре. Пол вздулся, попроваливался. В конюшне полстены упало. Я хожу в сельсовет каждый день. Прошу помочь. Уже три заявления написала. А ко мне все равно никто не приходит. За что я должна тот ремонт делать? Пенсия 400 гривен.
В селе Ланчин свыше 3260 домов. Почти половину из них подтопило. Компенсации получили 159 потерпевших. Они попали в третью категорию. Местные говорят: комиссия делила деньги нечестно. У кое-кого убытки тянут и на вторую категорию, а получили лишь 5 тыс. грн.
У 24-летней Уляны Греджан двое детей. Когда вода подошла к дому, женщина забрала паспорт, деньги, бабу, детей. Пошли в безопасное место. На лепленной стене в доме образовалась дыра. Пол начал гнить. В амбаре и кухне осыпалась штукатурка. Вода забрала всю домашнюю птицу и все, что росло в огороде.
— Мне дали пять тысяч. Купила за них куб доски для одной комнаты, немного глины и тысячу кирпича. Чем мне делать пол в других комнатах, никого не интересует. Двери не запираются. Замоченная мебель начинает рассыпаться. В сельсовете мне говорят: нужно было мебель спасать, а не детей, — жалуется Уляна.
Похожие проблемы у Михаила Иваночко, 38 лет. Его нововыстроенный двухэтажный кирпичный дом почти неделю стоял в воде. Пол сгнил. Разлетелась вагонка. В стенах появились трещины. Кусок потолка на первом этаже отпал.
Сельский совет не спешит обновлять списки
— Ничего не дали. Когда была вода, а комиссия ходила селом, то меня обошла. Зайти во двор было никак. Я почти неделю с детьми, курами и свиньями просидел на втором этаже. Теперь местная власть говорит, что у меня ничего страшного не случилось и деньги мне не нужны, — сетует Иваночко.
Пострадавшие селяне 18–19 августа организовали забастовку. На несколько часов перекрыли дорогу Коломыя — Надворна. Сельский совет не спешит обновлять списки. Повторно комиссия не ходит.
— Может, они ожидают, когда люди за свой счет ремонт сделают. Я уже и в район ходила. Там говорят, разбирайтесь на месте. В БЮТ писала заявление. Говорили, пришлют комиссию — нет. Звонила на "горячую линию". Там утверждают: вам должны помочь. Той помощи тоже нет, — рассказывает Мария Рогатинская, 51 год.
Дому Рогатинской причинен самый большой вред в селе. Вода уничтожила мебель, свалила стены, разрушила потолок и пол, сдвинула колодец. Женщине выдали 5 тыс. грн.
— Там третья категория, — утверждает 58-летний Василий Климко, заместитель сельского председателя. Он возглавляет комиссию по последствиям наводнения в селе Ланчин. — У нас люди в селе разные бывают. Кое-кто специально насосами заливал себе воду в дом. Срывал доски, чтобы получить компенсацию. Мы денег не имеем. Их район дает. При чем здесь сельский совет. Комиссия списки составила, и все.
В Надворнянской райгосадминистрации убеждают: проблема села должна решаться на местном уровне.
— Сельсовет составляет списки. Мы их прорабатываем. Какую категорию написали в документе, столько и выделяют денег, — объясняет 27-летний Иван Шувганюк из Надворнянской райадминистрации. — Когда в селе конфликт не могут разрешить, тогда выезжает районная комиссия.
Комментарии
1