вторник, 27 ноября 2018 07:06

"Заколол вилами соседа за луковое перо"

24 ноября в мире чтили память жертв Голодомора. Вспоминали 7 миллионов невинных жертв геноцида украинской нации. На территории Мемориала жертв Голодомора в Киеве провели молебен по погибшим в 1932-1933-х. В нем приняли участие патриарх Украинской православной церкви Филарет, митрополит Русской церкви Онуфрий предстоятель Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук.

— Пока мы будем помнить о Голодоморе, до тех пор будем единой нацией, — говорит киевлянин Тарас Марусик, 63 года. — Трагедия не коснулась напрямую моей семьи. В 1932-1933-х отец жил под Снятином — западноукраинский городок, который тогда принадлежал Польше. Их обошла эта трагедия, которую создала советская власть на землях Великой Украины. Положение тоже было не самое лучшее, но не такой ад. Украинцы Галичины организовывали сбор продуктов и отправляли их голодающим. Это доказывало нашу идентичность, мы были очень близки — не только традициями и языком. Трагедия способствовала единению.

В памятных мероприятиях в Киеве приняли участие президенты Латвии Раймондс Вейонис и Словакии Андрей Киска и вице-президент Европарламента Здислав Краснодембский.

— Историческая ответственность за Голодомор лежит на Российской Федерации как правопреемнице СССР. То преступление не имеет срока давности, — говорит на мемориале президент Петр Порошенко, 53 года. — Россия снова, как и 100 лет тому назад, развернула агрессию против Украины чтобы вернуть ее обратно, в империю. В Кремле снова ненавидят и боятся свободной европейской Украины. Но, я точно знаю, они уже не смогут повернуть назад колесо истории.

В 16:00 объявили о начале общенациональной минуты молчания и акции "Зажги свечу". Затем в зале памяти мемориала состоялось выступление украинской группы "ДахаБраха". Они сыграли музыку, созданную для фильма Александра Довженко "Земля", снятого в 1930 году.

— В селе мы знали о Голоде еще с детства, потому что о нем рассказывали очевидцы, — говорит 60-летняя Людмила Ткачук из села Стийково Катеринопольского района Черкасской области. - Первого мужа моей знакомой заколол вилами сосед за луковые перья. Он шел домой по тропинке, разграничивающей огороды. Дернул зеленый стебелек. Хозяин увидел и догнал. Слышала историю, что тогдашний сельский голова втихаря раздавал людям зерно. Его у людей собрали и ссыпали в поле за селом — гнить. Как-то он умудрился это провернуть, еще и не донес никто на него. Пронесло. Благодаря ему большинство крестьян выжили.

Людмила Ткачук поддерживает идею, чтобы в определенное время все в стране замерли и вспомнили погибших. Зажигает свечу на своем окне. Предлагает бить в колокола по всем церквям.

— В семье моей матери умерли шестеро детей из 14. У отца — брат маленький, — говорит 67-летний Андрей Макаренко из Черкасс. Пришел на всеукраинскую акцию памяти "Зажги свечу" 24 ноября на Соборную площадь. — Семью тещи считали кулаками — потому что были против коллективизации. Рассказывали, что специальные бригады приходили и штырями всю землю во дворе протыкали. Находили закопанное зерно. В первых рядах были те, кто не хотел работать. Снимали со своих же последний кожух. Семью моей жены от голода спасла фасоль, которую не забрали.

Тесть Андрея Макаренко рассказывал, что ездил к брату в Москву поездом. Там пайки давали. Возвращался со станции в село через поле. Была весна 1933-го — рожь только зазеленела. Вспоминал: "Я иду, а людей полно на поле. Они наедались и там умирали".

Черкасщанин 62-летний Дмитрий Похнатюк пришел почтить память жертв Голодомора с 2-летней дочкой и сыном, 7 лет.

- Детей надо воспитывать, чтобы знали об этой трагедии. Фильмы о Голодоморе для молодежи должны быть. У меня сын Лева смотрит, — говорит Похнатюк. — Мои родные после раскулачивания бежали во Владивосток, а оттуда на Сахалин. Некоторых отсылали в концлагеря или расстреливали. Здесь оставались дальние родственники, многие из них умерли.

— Я родился в Полонном Хмельницкой области. Там от голода где-то 5 тысяч человек погибли, — рассказывает Анатолий Шуляк, 80 лет. — У моих родителей тогда умер сын. Но о нем мне долго не рассказывали. Отец погиб на фронте. Мама боялась вспоминать о Голодоморе. Не хотела, чтобы из института меня выгнали. Мой младший брат Леня умер в 1947-ом. Его смерть я помню. Все были слабые и тогда очень болели. От государства никакой помощи. Мама работала в колхозе за трудодни. В конце года пол-мешочка какого-то зерна получала. Молодое поколение, к сожалению, почти не знает о тех временах. Если забудем, то Россия победит.

36-летняя Алина Манько из Черкасс рассказывает, как бабка из отцовского села показывала дом, где убивали и ели людей.

— В их деревне детей даже из дома не выпускали, потому что пропадали, — говорит. — В моей семье все выжили, но память жертв я почитаю. Должны поддерживать память и объяснять детям ошибки прошлого, чтобы в будущем не повторить их.

Сейчас вы читаете новость «"Заколол вилами соседа за луковое перо"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть