"Мы набрали вареных яиц, бутербродов, закрутку привезли", — рассказывают в четверг утром двое работниц Черниговского вещевого рынка. Держат большие пакеты с продуктами. Подходят к забору Верховной Рады. Там собираются свыше 5 тыс. предпринимателей на митинг против принятия Налогового кодекса. Протестуют третий день.
Неподалеку Мариинского парка разбили две большие палатки. В них ночуют.
— Ночью было холодно, но у нас там обогреватель, — Владимир из Житомира одевает черные рукавицы.
Около палатки — пластиковый стол. Предприниматели пишут на листе свои фамилии — регистрируются. Чтобы было понятно, сколько людей и откуда приехали.
Жан Фурман, 42 года, торгует обувью на Владимирском рынке в Киеве. Говорит, если власть не захочет слушать бизнесменов, то они пойдут к президенту:
— С понедельника собираемся идти туда целыми колоннами. Нужно, чтобы Янукович запретил данный закон. Потому что если примут Налоговый кодекс, я закроюсь, так как не смогу платить такие налоги. Все деньги у олигархов. Народ обеднел, ничего не покупает, мы и так зарабатываем копейки.
Мимо него проходят десятки людей с плакатами. Кричат:
— Позор! Прочь Азарова!
38-летняя Галина Волошина с Тернопольского рынка, торгующая хлебом, говорит, что приехала в столицу на машине с пятью предпринимателями:
— Будем стоять до последнего. Если нас не захотят слушать, будем брать Раду штурмом. А что нам делать? У нас дети, семьи.
Около нее — группа людей с киевского рынка Юность. Один из мужчин присоединяется к разговору:
— Власть строит феодальное государство. Депутаты будут вассалами, а мы — рабами.
Иногда к сцене перед людьми подходят лидеры профсоюзов. Сообщают, что коалиционные поправки Верховная Рада голосует, а оппозиционные проваливает. Люди начинают кричать:
— Власть прочь!
К толпе подходит Роман Романенко, 58 лет, из Донецка:
— Я не предприниматель, но приехал посмотреть, что здесь творится. Я из Партии регионов. Мне когда-то Янукович визитку дал, поэтому я приехал посмотреть, что вон здесь делает. В Донецке люди в нем уже разочарованы. Вижу, что и здесь полный беспредел. Предприниматели наши тоже в непростой ситуации, но молчат. Еще верят.
Вдоль забора, отделяющего людей от Верховной Рады, стоят милиционеры. Во дворе около здания — несколько десятков "беркутовцев". В парке рядом — 10 милицейских автобусов. Дорогу около Рады не перекрывают.
В это время "бютовцы" Александр Сочка и Михаил Волынец заносят в парламент четыре алюминиевые ведра с надписью "Депутатам ВРУ от зажравшихся предпринимателей", "Азарову на пенсию".
Ведра наполнены копейками — по 1, 2, 10, 25 и 50 коп. Эти деньги предприниматели собирали на улице три дня.
Около трибуны и в президиуме становятся около 20 "регионалов". "Бютовцы" раскладывают на свои рабочие места посредине зала плакат "Тигипко, где налоговые каникулы?", "Нет налоговому террору".
В 10.00 в сессионный зал заходит спикер 54-летний Владимир Литвин. Регистрируются 384 нардепа. Литвин объявляет, что оппозиция просит слова. К трибуне идет лидер фракции БЮТ Иван Кириленко. Зачитывает лист-ультиматум предпринимателей. Те требуют снять с рассмотрения Налоговый кодекс, а в случае его принятия — президенту наложить вето и отправить в отставку авторов кодекса. Иначе предприниматели будут проводить бессрочные забастовки.
"Бютивцы" Роман Забзалюк, Андрей Павловский, Сергей Сас и Василий Кравчук высыпают из ведер копейки на стол ложи правительства. Там в это время сидят члены Кабмина. Кто-то бросает в "бютовцев" томом Налогового кодекса. Попадает в Александра Дубового. Рассекает ему бровь. Несколько "регионалов" подбегают к "бютовцам" и начинают их толкать.
Толкотня продолжается несколько минут. Депутаты расходятся по местам. Двое уборщиц сгребают монеты и выносят из зала.
Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов предлагает работать без перерыва до завершения принятия кодекса. За голосует 251 нардеп. Перед рассмотрением кодекса назначают "литвиновца" Валерия Баранова председателем Бюджетного комитета. Его предшественника Николая Деркача — заместителем председателя Комитета по вопросам строительства.
В 10.15 берутся за Налоговый кодекс. В зале не больше 150 депутатов — преимущественно это представители большинства. Голосуют за седьмой раздел, отменяющий транспортный сбор, и вводят налог на самолеты, яхты и вертолеты.
— Но сколько их у нас, — говорит в кулуарах "бютовец" 47-летний Сергей Терехин. — Не так много. С точки зрения социальной справедливости звучит красиво. Но экономической эффективности — копейка в бюджет.
В зале депутаты принимают 12-й раздел, которым вводят налог на недвижимое имущество. Договариваются, что перед принятием кодекса в целом уточнят, какую недвижимость будут облагать налогом. Потом увеличивают вдвое ставки налога на земельные участки.
Налоговикам позволили забирать у бизнеса имущество без решения суда
Народный депутат от НУ-НС Ксения Ляпина, 46 лет, называет пять пунктов, недовольства предпринимателей Налоговым кодексом:
1. Из-за ликвидации модели упрощенной системы налогообложения теряют главное — упрощение. Навязывают полный учет. Предприниматель должен каждую продажу фиксировать, а не делать итог дохода за день.
2. Введение кассовых аппаратов. За ним стоит огромный объем работ по учету. Чтобы кассовый аппарат имел фискальную функцию, нужно ввести в него товарные запасы из соответствующих категорий. Выбиваешь чек — по коду идет идентификация из памяти. Человек, который работает один, торгует на точке, не держит склад. Он ежедневно заносит-выносит товар. Поэтому вынужден будет выполнять вдвое больше работы по учету, чем сегодня. Для него это — дополнительный труд. Если ошибутся при выдаче чеков, будут штрафные санкции.
3. Ставки налога должны быть обоснованы к настоящим реалиям. Власть обещала ввести мораторий ставки единого налога. А на самом деле ее повышают втрое — с 200 до 600 гривен. Предприниматели считают, что ставка должна остаться на уровне 200 гривен для тех, у кого уровень объема дохода не превышает 500 тысяч гривен. Для тех предпринимателей, у кого от 500 тысяч до миллиона, ставка должна быть от 200 до 400 гривен.
4. Каждый украинец вынужден будет платить за товар на 20–30 процентов больше, чем сегодня. Потому что повышение налогов повлечет за собой повышение цен на товары.
5. Не известно, каким будет администрирование налогов. Одним из разделов предоставляют чрезвычайные дополнительные полномочия для налоговой. Инспекторам разрешили забирать у бизнеса имущество без решения суда.
Комментарии
3