
Больше 100 "Кобзарей" собрал 46-летний Николай Бендюк из села Оженин Острожского района Ровненщины. Входит в тройку крупнейших в Украине коллекционеров произведений Тараса Шевченко.
— Светлана, ты дома? — зовет с порога квартиры жену. — Сделай мне, пожалуйста, кофе с молоком.
На холодильнике в коридоре — деревянный магнит с цитатой Шевченко: " Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями". На входных дверях трезуб из мебельных гвоздей.
— Еще с 1990 года герб висит, с тех пор, как мы поженились, — говорит хозяин. В гостиной предлагает присесть на деревянный стул XVII в. с портретом княгини Гальшки Острожской на спинке. Такой же с портретом князя Василия-Константина стоит по другую сторону большого дубового 200-летнего стола.
— Выкупил мебель у потомков местного шляхетского рода, сам реставрировал. Прежние владельцы обнищали и решили продать антиквариат, — усаживается на стуле Николай Бендюк. Пьет кофе. Работает художником-реставратором в Острожском историко-культурном заповеднике.
Коллекцию книг, брошюр, бюстов и статей о Шевченко держит в отдельном шкафу в спальне.
— Это первая моя книга, с нее все началось, — достает с полки "Кобзарь" 1907 года. — Увидел ее в единственном на то время букинистическом магазине в Киеве. Взял для музея в Остроге. Выложил две месячных зарплаты, почти 170 рублей. Пришлось одалживать 16 копеек на хлеб у соседей, чтобы дожить до аванса. Музей обещал книгу выкупить, но за полгода денег так и не нашлось. Потом я и сам продавать не захотел.
Кроме "Кобзарей", Николай Николаевич собирает другие издания Шевченко. Самое старое — "Букварь Южнорусский" 1861 года.
— Тогда эта брошюра стала бестселлером среди крестьян, потому что стоила 3 копейки. Их напечатали 10 тысяч экземпляров. Одну из уцелевших книжечек нашел на распродаже, — листает пожелтевшие страницы. — Моя коллекция входит в тройку наибольших в Украине. Первое место — за Виталием Гайдуком, мультимиллионером и меценатом. Свою коллекцию он приобрел в готовом виде после смерти одного известного букиниста. За нее просили 20 тысяч долларов. Зато я хорошо помню историю каждого своего экземпляра. Иногда"вывожу" их в люди — показываю в музеях, университетах, посольствах.
— Котляревского и Гоголя для самосознания украинцев оказалось недостаточно — мы оставались малороссами, — продолжает. — Только с "Кобзаря" начинается осознанная Украина.
Комментарии