34-летняя Татьяна Журбина две недели тому назад с мужем и детьми вернулись в Донецк. С мая жили у знакомых в Запорожье.
— Доходов нет, деньги заканчиваются. Подруга нас сначала радостно встретила, кормила, поила. А через месяц начала намекать: мол, продукты денег стоят. Потом начала требовать на электричество, стиральный порошок. И за работу начала чаще говорить. Но смысла нам устраиваться работать, если планировали возвращаться. Муж был на рынке грузчиком, сорвал спину. Почти три недели пролежал в больнице. Потратили вдвое больше, чем заработал. В начале сентября решили вернуться, — говорит Татьяна.
У Журбиных трое детей. Младшая Юлия в этом году должна была идти в школу. Старшие, Анатолий и Ирина, ходят в шестой и девятый классы.
- Все, кто возвращаются в Донецк, должны зарегистрироваться в горсовете и подать документы в школу. Когда приехали, думали, ну вроде все спокойно, квартира целая, пусть идут в школу. Пошла зарегистрировала малых, а ночью проснулись от стрельбы. Стрелять могут начать и среди дня, и вечером. Пошла в горсовет, говорю: в этом году дети в школу ходить не будут. Чиновница скривилась — мол, я не первая. С малой проблем нет. А вот старшим, чтобы идти в следующем году в школу, придется сдавать экзамен. Чем займу детей, еще не знаю. Скорее всего, будем искать, как их отсюда вывезти. Встречалась с другими мамочками, так первоклассников вообще никто не поведет в школу, а в старшие классы пойдет половина детей.
Учебный год должен начаться в октябре. Родители и ученики ходили убирать в учебных заведениях.
— Во многих выбиты окна, везде стекло, — говорит Журбина. — В классе, где мы покупали новую мебель и парты, все растрощили. Денег не было даже на краску. Кто пришел — просили помыть все. В помещении тяжелый трупный запах. Говорят, в школах было много убитых, тела не выносили по несколько недель.
Чиновники отчитываются, что месяц учат школьников дистанционно. Но никто из родителей об этом не слышал.
— В нашей школе половина учителей уволились. Говорят, что дети будут учиться по новой программе. Станет необязательным украинский язык, введут новые предметы. Учебников нет. Учеников планируют свозить в более уцелевшие школы, — рассказывает Татьяна Журбина.
Руководство самопровозглашенной ДНР сообщило, что учеба в школах начнется, если в городах будет свет и вода.
В Луганске с 1 сентября работают шесть школ. С октября должны открыться остальные.
— Детей осталось очень мало, классы сложно сформировать — многие уехали, — рассказывает учительница Мария Васильевна из Луганска. Просит не указывать ее фамилию, потому что не знает, как и с кем придется работать. — Классы сборные. В одном — по 20 детей с первого по четвертый класс. Уроки длятся по 30 минут. Как только в городе начинается стрельба, большинства учеников на занятиях нет. В ЛНР говорят о новой программе. Вместо истории Украины будут изучать русскую историю. Будут изменения по географии, уменьшат количество часов украинского и иностранного. Увеличится количество уроков русского языка и литературы.
Комментарии