28 ноября в Украине отмечали День памяти жертв Голодомора.
— По Украине "черная" суббота. Но одни плачут, а другие скачут, — говорит киевлянин 57-летний Артем Головченко. В Херсоне в 1933-м во время голода умерли его бабушки и тетя. — Включил сегодня телевизор. Одни телеканалы убрали из эфира даже музыкальные заставки. А другие крутили комедийные шоу с Галкиным и концерты Аллы Пугачевой. С обеда в четырех городах начались футбольные матчи. Болельщики пили пиво, веселились, когда забивали голы. Разве это правильно?
Артем Владимирович на пл. Михайловской в Киеве кладет четыре красных гвоздики к мемориалу жертвам Голодомора. Рассказывает, что записал воспоминания своей матери о Голодоморе и издал их.
— Мама вспоминала, как ее мать уже не могла слезть с печи. Старшая сестра из колодца достала полведра воды. На ней сварили три зеленых картофелины. Каждую делили на мелкие кусочки, чтобы казалось больше. Звали мать есть, а она уже остыла. Дядя с тетей похоронили ее на кладбище. Детей забрали к себе, потому что если бы сами остались, поприходили бы голодные соседи и съели их.
В Софийском соборе со свечами стоят президент Виктор Ющенко, премьер Юлия Тимошенко. Потом едут к Мемориалу памяти жертв Голодомора, на ул. Мазепы. Президент идет с женой Екатериной, детьми, внуками и зятем. Все одеты в черные пальто. Женщины покрыли головы черными платками. К подножию монумента ставят горшки со свечами и кладут колоски, обмотанные черными лентами.
— Мы сделали почти невозможное, — произносит речь Виктор Ющенко. — Установили имена почти двух миллионов убитых людей.
Объявляет минуту молчания.
"В селе Багачевка Черкасской области на кладбище есть шесть могил. Пять маленьких и одна большая. Там похоронены братья и сестры моего отца, а рядом — мой дед. Они умерли в 1933-м от голода", — пишет на своем блоге экс-министр обороны Анатолий Гриценко, 52 года.
— В 1933-м моим бабе и деду исполнилось по 35, — рассказывает он по телефону "ГПУ". — У них было семеро детей, среди них — 6-летний Степан, который впоследствии стал моим отцом. Имели небольшую хату-мазанку, около нее гектар земли и коня. Урожай был неплохим, никто не ждал беды. Пришли люди с винтовками, объявили деда кулаком, арестовали и увезли в райцентр в участок. Забрали коня, реманент, инструменты. Штыками
розпороли перину и подушки — искали зерно. Вытянули из печи крынку с борщом и вылили на землю. Моя тетя, 13-летняя Татьяна, спрятала на груди торбочку с фасолью. Ей розпороли одежду, фасоль высыпали и растоптали сапогами. В течение недели пятеро детей умерли от голода. Выжили лишь мой отец и тетя.
Деда в участке били ежедневно. Выпустили через две недели. Когда он добрался домой, его встретила жена и только двое детей. Такого горя сердце деда не выдержало. Он пошел на кладбище к детским могилкам и там умер. Какой большой была бы наша семья, если бы не голод!
В США панихида по жертвам Голодомора состоялась в соборе св. Патрика в Нью-Йорке. Президент Барак Обама призвал помнить о жертвах репрессий 1930-х годов в Украине. В Москве панихиду отправили в Богоявленском кафедральном соборе. Ее провели при содействии посольства Украины. Президент Дмитрий Медведев в мероприятиях участия не принимал.
Комментарии
2