В столице представили исследования деятельности "Укрзализныци". Их провел Украинский институт будущего. Эксперты анализировали стоящие перед компанией вызовы и прогнозировали возможные варианты ее выхода из кризиса.
— Украина с точки зрения железной дороги — уникальная, — считает бывший заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, 49 лет. — Страна, где большая часть грузов перевозится по железной дороге, — с большой пометкой "пока".
Объем грузоперевозок уменьшается — а это, по сути, сердце "Укрзализныци". В 2018 году он сократился на 4,4 процента. И так будет продолжаться. Недавно заработавший дорожный фонд 75% средств выделяет на автодороги. В следующем году — 100%. Качество дорог будет повышаться, и часть груза уйдет с перевозок "Укрзализныцей" на автомобильный транспорт. В странах ЕС и передовых странах Азии возвращаются с перевозок автомобилями на железную дорогу. Она считается более экологичной.
Вызов номер один для "Укрзализныци" — тарифная система.
Она формировалась в 1950 годах и до сих пор существует. Благодаря этому перевозить, например, металл в 2,5 раза дороже, чем железную руду. Переговоры, чтобы приблизить украинскую тарифную систему к общемировой, зашли в тупик.
Убыток в 2018 году от пассажирских перевозок — почти 10 млрд грн.
К 2030 году, если тенденция не изменится, "Укрзализныця" потеряет до 100 млрд грн только в этом направлении.
Повышение тарифов — политический вопрос. Перед выборами повышать цены на проезд мало кто хочет. Сложилась катастрофическая ситуация с государственной компенсацией проезда льготников. В 2018 году государственный долг перед "Укрзализныцей" — около 500 млн грн. И так будет, пока не будет монетизации льгот.
Глава УЗ Евгений Кравцов как пример низких тарифов приводил пригородный поезд Киев — Фастов (расстояние 63 км). Билет стоит 9,99 грн. Какая должна быть стоимость для такого направления, спрашиваем у Владимира Шульмейстера.
— Это можно сравнить с расстоянием Амстердам — Гаага в Нидерландах. Пассажиры платят 15 евро. Это в 40 раз дороже, чем у нас. Но там и качество другое. Сейчас "Укрзализныця" работает значительно ниже себестоимости.
По уровню изношенности инфраструктуры в 2018 году "Укрзализныця" оказалась на 37 месте в мире.
На 12 позиций опустилась с 2014 года и далее скатывается. Изношены 40% путей. Чем выше мы в таком рейтинге, тем хуже защита, ниже скорость перемещения по железной дороге. В 2025 году с нынешней динамикой 60% путей будут аварийные.
– 2025 год может стать "точкой невозврата" — когда износ инфраструктуры будет очень мощным, — говорит Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего. — Необходимо от 30 до 60 миллиардов долларов инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав.
Показатель привлечения средств в "Укрзализныцю" почти равен нулю, в отличие от других стран.
В мире до 2022 года $2,3 трлн инвестиций пойдут в железнодорожный транспорт. В Нидерландах вложили 3,5 млрд евро — только в подвижной состав пассажирских перевозок. В среднем нужно инвестировать $3 млрд в год, считает Владимир Шульмейстер.
— Парламент восстановил полную уплату "Укрзализныцей" налога на землю, — сетует директор по экономике и финансам ПАО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев. — Эта сумма теперь составит 3,6 миллиарда гривен ежегодно — вместо 1,2 миллиарда. Это абсолютно неприемлемо: в других странах железная дорога не платит налог на землю. При этом из почти 80 миллиардов гривен прибыли "Укрзализныця" платит 20-22 миллиарда платежей всех уровней.
При общей прибыли в $3 млрд в год, около 84 млрд грн, "Укрзализныця" теряет $2 млрд. Шульмейстер объясняет на примере задачки с ванной. Кран откручивают, набирают ванну, параллельно вода из нее вытекает. Если представить "Укрзализныцю" как ванную, то часть доходов теряем за счет нынешней тарифной системы. Это минус $800 млн в год (22,4 млрд грн). Потери от проезда безбилетников по пригородам — еще $150 млн (4,2 млрд грн). Добавляем неэффективное управление собственностью. Внутри самой "Укрзализныци" есть немало дыр, через которые утекает бюджет. Это, в частности, неэффективные траты — примерно $200 млн в год (5,6 млрд грн).
— "Укрзализныця" может стать или тормозом, или двигателем в развитии и модернизации страны, — считает первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Игорь Васюник, 49 лет. — Реальный валовой внутренний продукт Украины имеет непосредственную связь с объемом грузовых перевозок по железной дороге. Не трудно спрогнозировать последствия для экономики, если эффективность работы "Укрзализныци" сегодня критически низкая.
12 процентов — на столько с 1 апреля растет стоимость билетов "Укрзализныци". В октябре цена вырастет еще на 12%.
Комментарии