- Как?
- Их обстреливали "Градом". Осколочное ранение в голову. С ним курсанты молодые погибли, - говорит друг по телефону о смерти полковника Игоря Момота в пятницу, 11 июля.
Когда погибает знакомый, война приходит к тебе.
Игорь Момот командовал учебным центром пограничников "Оршанец" под Черкассами. Их часть со середины марта базировалась возле села Алексеевское Амвросиевского района Донецкой области. Оттуда - менее километра до границы с Россией.
Это была холодная апрельская пятница. В Черкассах цвели абрикосы, а там, под Россией, моросил дождь, рвал ветер и что-то сеяли на полях. Дежурные в палатках топили буржуйки, на кухне женщины готовили обед.
- У нас здесь всякого было, местные и митинговали, и бандерами называли. Командир пообщался с ними. Тогда они поняли, что мы - не враги, - говорит одна из поварих.
Командир встречал гостей, которые привезли бронежилеты. Высокий, крепкий, строгий. Искренне улыбался, когда рассказывал, как им удалось наладить жизнь здесь, в поле, в полуразвалившемся тракторном стане. Включает лампочку в офицерской палатке:
- Месяц жили на генераторах, пока подключились к сетям.
Его палатка, как у курсантов - деревянные лежаки, под подушкой бронежилет, при входе стеллаж с автоматами, на стене - флаг Украины.
- Чтобы идти к границе, вас нужно переодеть. Найдем чью-то форму, - говорит полковник Игорь Момот полушутя, когда спрашиваю, можно ли посмотреть, как там, на границе. - С той стороны никого сейчас нет, хотя каждую ночь поступает информация о перемещении.
В следующий раз с полковником говорили после выборов президента.
- Пограничник может уйти из границы, если есть приказ. Или не уйти вообще. Все наши офицеры и курсанты живут по этому принципу. Мы ждали выборов, надеемся, что вернемся домой. Меня сегодня все спрашивают, чего не хватает? Не хватает дома, туда хочется. У нас такое настроение: если бы дали команду, то ребята, наверное, горы свернули бы. Но если бы больше современного оружия - не отказались б. В условиях войны не бывает много боеприпасов. Мы постоянно тренируемся. Не будет этого - будет другое: метр на два земли, - у Игоря Федоровича было несколько минут на телефонный разговор.
Не могла дозвониться, когда прочитала, как он с гранатой без чеки час держал самопровозглашенного губернатора Луганщины Валерия Болотова. С Момотом были 55 пограничников, за вожаком террористов приехали почти 200 боевиков. Тогда подкрепления пограничники так и не дождались.
- Было такое. Не могу рассказать. Война ещё не закончилась. Два дня назад меня пытались похитить. Когда вернёмся всё, расскажем. Здесь очень странная война, - сказал в конце разговора.
С Игорем Федоровичем прощались 14 июля на плацу учебного центра пограничников. Мужчины плакали, некоторые прикрывал лица руками, чтобы не видели другие.
Посмертно полковнику Момоту присвоили звание генерал-майора.
Комментарии
1