20 февраля в столичном Оперном театре выступил российский балет Бориса Эйфмана. Показали спектакль "Анна Каренина". За основу взяли любовный треугольник между Карениной, ее мужем и графом Алексеем Вронским из одноименного романа Льва Толстого. Главную партию станцевала львовянка Мария Абашова. Другие две ведущие роли исполняют тоже украинцы.
- Когда летел сюда, вспоминал 1977-й. Это были наши первые гастроли, - рассказывает художественный руководитель балета 65-летний Борис Эйфман. - За несколько часов до начала представления нам передали, что партийные работники запретили давать его. Наша танцовщица Алла Осипенко пообещала совершить самоубийство, если не выйдет на сцену. Очевидно, этого испугались и нам позволили. Были большой скандал и большой успех. Киевские гастроли всегда успешны. У вас большие традиции балета и непревзойденные танцоры. Киевская балетная школа питает весь мир кадрами высокого уровня.
В первой сцене маленький мальчик в коротких штанишках играется игрушечной железной дорогой. Возле него Анна с мужем. Это единственная идиллическая семейная сцена в представлении. Женщина встречает на балу Вронского. Остальной балет - это их свидания, ссоры в семействе Карениных и наркотические галлюцинации Анны после употребления морфия. Кроме музыки Петра Чайковского, использовали электронные композиции.
- Если бы оркестр был, а так "Ютюб" получается, - говорит седобородый зритель после первого акта.
Анна в течение спектакля 12 раз меняет легкие, до самых пят платья. В финальной сцене смерти под поездом падает с возвышения, подобного железнодорожному пути. После представления публика вскакивает на ноги, с балконов и в партере кричат "браво".
- Фу, аж руки болят, - аплодирует 50-летняя Марина Соловий. - Хороший спектакль. Весь на нервах. Я хожу на представления в нашей опере. Эта сильно отличается - без пачек, современная хореография деликатно соединена с классической. Таких красивых артистов на одной сцене никогда не видела.
Премьера "Анны Карениной" состоялась семь лет тому назад.
- Лев Толстой задолго до Фрейда сделал глубокий психоанализ подсознания женщины, ее падения, - рассказывает Борис Эйфман. - Если погрузиться во все написанное Толстым, то одного балета не хватит. Раньше тему морфия, который употребляет Анна, все обходили стороной. Наркотик открыл мне ту бездну подсознательного, куда героиня пошла и уже не вернулась. Морфий уничтожил ее психику, без него она не могла существовать. Каренина убила не себя, а черное дьявольское существо, которое начало в ней жить. Это была сатанинская страсть, сексуальная зависимость женщины от мужчины. В Анне Бог победил дьявола.
Балет Эйфмана возник 34 года тому назад как авторский и экспериментальный. Сегодня на счету труппы 40 представлений.
Комментарии