В среду, 23 июня, Донецкий апелляционный админсуд оставил без изменений решение о лишении Степана Бандеры звания Героя Украины.
Его предводителю ОУН присвоил указом президент Ющенко 22 января этого года. 2 апреля Донецкий окружной админсуд отменил тот указ. В понедельник тройка судей начала рассматривать 23 апелляции. Их подали внук Бандеры - Степан, нардеп Анатолий Матвиенко, правозащитники и политзаключенные из Киева, Одессы, Днепропетровска , Донецка. Требовали оставить звание.
Ответчик - действующий президент Виктор Янукович - передал суду заявление, что согласен с решением суда первой инстанции. Виктор Ющенко выступил против. Но просил рассмотреть апелляцию без него.
- Суд свободно толковал закон. Это привело к ошибочным выводам, - произносит речь представитель Степана Бандеры-младшего, адвокат Роман Орехов. Он в вышиванке. Родом из российского города Ростов-на-Дону, свободно говорит на украинском . - В законе не говорится, что право на государственную награду имеют исключительно граждане Украины. Это могут быть и лица без гражданства, и уже умершие. Законодатель подчеркнул: можно наградить посмертно. А покойный автоматически перестает быть гражданином.
Адвокат говорит, что суд препятствовал приезду Степана Бандеры-младшего.
- Моему доверителю сообщили о заседании за три дня по электронной почте вместо повестки. Он был в Калгари, физически не мог добраться до Донецка вовремя, - Орехов жестикулирует, выступая с трибуны. Просит отменить решение окружного административного суда, поскольку оно " абсурдное и позорное ". В зале аплодируют.
- Нужно провести историко-правовую экспертизу в Национальном институте памяти. Затронуть вопрос со специалистами : считать Бандеру гражданином Украины? Неслучайно в преамбуле Конституции говорится о преемственности государственности, о многовековой истории государственного строительства, для которого многое сделал Бандера, - говорит Василий Сухов, правозащитник из Днепропетровска. Суд отказывает ему в ходатайстве.
Апеллянты говорят: указ о награждении Бандеры не затрагивает интересов донецкого адвоката Владимира Оленцевича, который подал иск. Считают, что дело нужно передать в Киев. Оленцевич сидит в первом ряду, нервно перебирает сборники законов.
Даже мертвый Бандера страшен для антиукраинской власти
Заседание продолжается 9 ч.
В коридоре на скамье ждет пожилой мужчина с наградами УПА.
- Я малолетний политический заключенный. Меня судил в1948 оккупационный советский суд в городе Стрый, - говорит Евстафий Копач , 80 лет. - А сюда я пришел, потому что мне интересно, какой суд имеем в сегодняшней Украине. Вижу, он не отличается от того. Даже мертвый Бандера страшен для антиукраинской власти. У этой власти свои герои, Бандеру она боится.
Судебное заседание переносят на 22 июня. Семеро участников процесса просят отложить на 25-е. Суд отклоняет это ходатайство. На следующий день проводит дебаты без участия тех, кто подавал апелляцию. На оглашение решения приходит только один из них - Владимир Кружко из города Селидово Донецкой области.
Судья Любовь Василенко зачитывает постановление. Голос от волнения такой, словно она плачет:
- Аргументы апелляционных жалоб не опровергают заключение суда первой инстанции. Степану Бандере не может быть присвоено звание Героя, потому что он не был гражданином Украины.
Коллега в мантии из ящика в столе вынимает леденец, протягивает судье. Конфета падает. Судья Василенко делает коллеге знак рукой. Продолжает оглашать приговор.
После заседания Владимир Кружко надевает на голову фуражку с трезубцем. Выходит из здания суда, садится в троллейбус. Там бесплатно раздает пассажирам газету на украинском языке.
- Донецкий суд дискредитировал всю систему административного судопроизводства, - комментирует по телефону адвокат Роман Орехов. - Есть такие слова Мишеля Монтеня: "Иногда приговоры страшнее, чем собственно преступления ".
Комментарии
11