— На пути движения конвоя не должно быть препятствий, — с десяток стражей порядка Шевченковского райотдела столицы расталкивают студентов, которые стоят перед милицейским двором около 20.00 во вторник. До сотни людей собрались здесь помянуть 20-летнего Игоря Индило.
Студент педагогического колледжа им. Макаренко — Игорь Индило умер в этом райотделе в прошлом году в ночь на 18 мая. Вечером он с товарищем праздновал 20-летие. Около восьми вечера его пригласил в участок участковый Сергей Приходько, который жил в том же общежитии. На утро отцу Игоря сообщили, что тело сына в морге. По первой версии милиции, студент потерял сознание на допросе, ударился головой, разбил череп и умер. По второй — разбил череп, когда упал со скамейки во сне. Близкие уверены, что парня убили милиционеры.
Стражи порядка в гражданском окружают участников акции, требуют, чтобы те перешли на противоположную сторону дороги. Назваться отказываются.
— Мы не будем вам мешать, — настаивает 24-летняя Екатерина Чепура из организации "Відсіч". — Конституция гарантирует право собираться, в законе о милиции не прописано, что мы не можем здесь стоять.
— До желтой полосы — территория режимного объекта, здесь водят вооруженных преступников, — слова милиционера перебивает звонок его мобильного в нагрудном кармане — "Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем". Он говорит с начальством. Повторяет, что на входе в райотдел акции не будет.
— У вас есть решение суда? — встревает 30-летняя Надежда Прудяк. — Не имеете оснований запрещать.
— В законе написано, что это режимное предприятие, — нервничает милиционер. Рядом суетятся его коллеги с включенными рациями.
— И что, там сказано, что граждане Украины не могут возле него собираться? — спорят активисты. — Начинаем акцию, — раскладывают туристические коврики, спальные мешки, теплые одеяла и свитера.
Милиция не позволяет касаться ограждения участка.
— Мы красим забор, — объясняют. Вещи активистов зажимают в узкий промежуток между желтыми бордюрами клумбы и джипами возле двора.
Мужчины в вышиванках устанавливают возле клумбы портрет Игоря Индило с черной лентой. Рядом — фото участкового Сергея Приходько. Организаторы раздают лампадки и гвоздики. Разворачивают плакаты, по очереди выступают. Участники акции кладут цветы, ставят свечи у портрета погибшего. Поднимают национальный флаг.
— В прошлом году Игорю не удалось переночевать в Шевченковском райотделе. Надеемся, нам удастся, — говорит в громкоговоритель 28-летняя Юлия Смирнова. — Мы будем требовать наказания убийцы. Он до сих пор работает в этом райотделе.
Поддержать студентов приехал правозащитник 48-летний Владимир Чемерис, соорганизатор студенческой революции на граните в 1990-м.
— С начала года зарегистрировано 20 смертей в милиции, тысячи истязаний, — говорит в громкоговоритель. — Дело Индило показывает систему. Реформировать ее можно лишь снизу — выйти на улицу.
По ул. Герцена мимо райотдела в костюмах смерти и милиционеров с деревянной клеткой на плечах проходят студенты. В клетке качается табличка "Система работает", с другой стороны "Кто следующий?".
— Это дело окажется в Европейском суде по правам человека, как и 11 тысяч других против Украины, — рассказывает адвокат и правозащитник 30-летний Олег Веремеенко. — Наша страна в четверке лидеров по количеству заявлений. Эта потемкинская деревня с тотальным видеонаблюдением в райотделах не меняет милицейских методов — запись стирают через неделю, задержанных бьют во внутреннем дворе.
В апреле этого года дело о гибели Игоря Индило суд передал на дорасследование. Должны провести оперативно-разыскные мероприятия для выяснения информации относительно свидетелей.
— В Украине не финансируется программа защиты свидетеля, — говорит Веремеенко. — Люди боятся говорить правду.
25 активистов просидели под райотделом до 8.00.
— Ночью замерзли, — делится Надежда Прудяк. — Милиционеры до утра стояли на воротах. Но вели себя вежливо.
Комментарии
1