Вечером 9 марта около столичной Национальной оперы четыре экскаватора и три КамАЗа расчищают дорогу от снега. В 18.00 на концерт для лауреатов Шевченковской премии должен приехать президент 59-летний Виктор Янукович. Награды он раздавал им утром в музее Шевченко в городе Каневе на Черкасчине.
Автобус с лауреатами подъезжает в 17.30. Он полупустой. Львовская писательница Галина Пагутяк, 51 год, выходит с букетом хризантем и ирисов. Держит черную сумку и зеленый мешочек. Показывает удостоверение лауреата, медаль и диплом. Она получила премию за роман "Слуга из Добромыля". Дрожит и подкуривает сигарету. Говорит, во время вручения наград очень змерзла.
— Музей на Чернечей горе в страшном состоянии, там как раз делают ремонт. В порядок привели один зал, нас там и награждали. Было холодно, как и на улице — он не отапливается. Нас заставили раздеться. Полчаса сидели в холодном помещении. Янукович приехал вовремя. Говорил спокойно и уравновешенно. Сначала читал речь с бумажки, а затем начал сам говорить. Сказал: "В Украине будет единственный государственный язык". Это обрадовало всех лауреатов, они начали аплодировать.
На сцену лауреатов вызывали в алфавитном порядке. Президент каждому пожимал руку и говорил: "Поздравляю с наивысшей государственной наградой". По протоколу, он должен был общаться в неформальной обстановке, но отказался от этого. Был очень скован. Увидел, что среди лауреатов мало его сторонников. Никто не кричал ему "ура".
На сцену лауреатов вызывали в алфавитном порядке
Размер премии уменьшили с 160 тыс. до 130 тыс. грн. Президент это решение не объяснил.
— Не думаю, что это была сознательная пакость, — говорит Галина Пагутяк. — В этом году лауреатов аж 11, бюджет стольких не потянет. Но ничего — переживем. Квартира у меня есть, машины мне не нужно.
На вручение не приехала дочь поэтессы Лины Костенко — 53-летняя Оксана Пахлевская. Награду ей присудили за книгу " Ave, Europa!". Вместо нее награду получила киевская писательница Мария Матиос, 50 лет. Пахлевская написала ей письменное поручение.
— "Значительный объем работы, связанный с началом нового семестра в Римском университете, делает невозможным мой приезд", — Мария Васильевна цитирует отрывок из поручения. — Домой везу медаль и удостоверение Пахлевской. Почему в этом году решили урезать размер премии, я не знаю. Размер французской Гонкуровской — 10 евро, но она все равно считается самой престижной наградой. Все беспокоятся, хоть бы в списки попасть.
Черниговский поэт Дмитрий Иванов говорит: даже если бы не было денежного вознаграждения, Шевченковская премия — наивысшее отличие.
— Безразлично — 160 или 130 тысяч. Хорошо, хоть эти деньги дали. У меня уже их нет — планирую часть отдать церкви, на остальных куплю компьютеры в школу и ПТУ, где я учился. Янукович на награждении говорил умные вещи. Сказал, что будет выделять больше денег на культуру, пообещал до апреля отремонтировать музей Шевченко в Каневе. Церемонию провел достойно.
На входе в Национальную оперу очередь. Внутрь пускают по несколько людей. Около гардероба стоят металлоискатели, охранники проверяют сумки посетителей. Виктор Янукович не опаздывает. С заместителем руководителя своей администрации 50-летней Анной Герман садится в первом ряду около центрального прохода. Во время концерта медленно хлопает в ладони. Возле него сидит поэт Иван Драч, 73 года. Время от времени Янукович что-то шепчет ему на ухо. Концерт длится полтора часа. Сразу по его окончании охранники расталкивают людей, чтобы президент вышел первым. Он уходит из зрительного зала, широко улыбается и машет на прощание рукой.
Комментарии