Год назад в городе Мариуполь в Донецкой области состоялся экологический митинг, который собрал 15 тыс. человек. Его провели под лозунгами: "Стоп, смог!", "Верните Мариуполю чистый воздух и море!", "Хватит нас травить!". Вредные выбросы шли от "Азовстали" и "Мариупольского металлургического комбината им. Ильича". Предприятия принадлежат миллиардеру, народному депутату от Партии регионов Ринату Ахметову. Что изменилось за год, рассказывает один из организаторов митинга 47-летняя Марина Федченко.
- После митинга, когда информация появилась в печати, мы разослали письма в международные организации, ситуация изменилась. Закрыли старые металлургические печи. Коксовые батареи с "Азовстали" перенесли на Ильича. Тем, кто проживал возле "Азовстали", стало легче дышать. Жителям поселка Каменск возле комбината Ильича, наоборот, не позавидуешь - выбросы идут на них. Но все равно они меньше, чем были.
На митинге говорили о передвижной лаборатории.
- Ее купили. Она выезжала по заявкам людей. Например, кто-то проснулся, увидел загрязнение, звонит по телефону. Лаборатория выезжает, делает заборы воздуха, снимает показатели. На завод звонят, выбросы прекращаются, природоохранная организация штрафует предприятие. Но сейчас лаборатория не работает. В сентябре, когда замеряли в Кировском районе превышение норм загрязнения в девять раз, так больше и не ездила. Машина стоимостью около миллиона гривен простаивает, потому что нет топлива для нее. Выходит, программа по анализу воздуха как будто и выполнена, а такой пустяк, как бензин, не финансируется.
В прошлом году жаловались, что болеют дети.
- Сейчас, говорят, стали болеть меньше. Концентрация выбросов меньше, длительность их меньшая. Если раньше смог мог стоять два дня, то сейчас такого нет. Нас приучили к мысли, что металлургические заводы не могут работать без выбросов. А как же за рубежом? Там завод не отличается от административных зданий. В Австралии предприятие на берегу океана, а в чистой воде рыба плавает. Значит, можно так жить.
Власть убеждала, что в связи с митингом начнутся сокращения на обоих предприятиях Ахметова. За год там сократили три тысячи рабочих мест. Это связано с протестами?
- Нет, "Метинвест" (принадлежит Ринату Ахметову, объединяет два предприятия. - "ГПУ") - компания европейского типа. Она не будет держать лишних подсобных работников, пенсионеров, неквалифицированных рабочих. Кроме того, производство постоянно модернизируется независимо от наших выступлений. Это выгодно владельцу. С тех пор, как заводы принадлежат Ахметову, трудовой коллектив сократили в 2,5 раза. Там работает знакомый, с восьми людей в его отделе осталось трое.
Что будете делать дальше? Власть прислушивается к вам.
- Работники "Метинвеста" показательно сажали деревья. И это, слава богу, плюс. Хотим поставить стационарные посты в точках наибольшего загрязнения. И проводить забор воздуха в хаотическом порядке, а не так, как передвижная лаборатория, - когда позвонили, тогда и выехала. Кстати, ночью она не работает. Может, тогда как раз и делаются наибольшие выбросы.
Год назад не существовало статистики, насколько здоровье мариупольцев зависит от выбросов. Как сейчас?
- Таких данных нет и сейчас. Мы хотели получить статус экологически загрязненной зоны. Но никто не дал. А это открыло бы возможность людям лечиться по санаторным путевкам. Я, например, потратила на лечение сына 5 тысяч гривен. Почему должна платить за то, на чем кто-то заработает деньги? У меня такое впечатление, что до митинга Ринат Ахметов не знал настоящую картину, что происходит на его предприятиях. Потом вник, модернизировал производство и обещает делать это в дальнейшем.
Комментарии
1