23 ноября в Украине поминают жертв Большого Голода 1932–1933 годов.
— Причины Голодомора кроются в истории становления советской власти, — говорит член Ассоциации исследователей голодоморов Наталия Суходольская, 70 лет. — Победа большевиков над украинцами во время противостояния 1917–1922 годов сделала возможным Большой Голод. В начале существования СССР решили истребить всех: интеллигенцию, военных, священников и украинских крестьян. Последние — самобытные хозяева, которые ни от кого не зависели. Сытый человек чувствует себя свободным, а у них было все — из-за этого первыми и пошли под нож. В 1930-х среди этой прослойки назревал бунт.
— Большевики это знали, — продолжает Наталия Суходольская, — потому что хорошо помнили махновщину (вооруженная борьба украинских крестьян против любой власти. — "ГПУ") и симпатии крестьянства к Симону Петлюре (глава Директории Украинской Народной Республики 1919–1920 лет. — "ГПУ"). Поэтому били на опережение.
Тотально, целеустремленно уничтожали прежде всего сельских жителей. Мы тогда были крестьянской нацией. Ликвидируя крестьянство, большевики истребляли в то же время и социально опасный слой населения, и национально опасных украинцев. Кремль подавлял и национальный, и социально-бунтарский дух одним махом. И многое у него вышло. После 1933 года украинцы потеряли способность сопротивляться Москве.
Какой была бы Украина, если бы этого не случилось?
— Нас было бы намного больше. Здесь была бы более эффективная экономика.
Какие последствия Голодомора наблюдаются сейчас?
— Во-первых, у народа возник огромный страх, потому что об этом даже говорить нельзя было. Страх остался. Во-вторых, после коллективизации люди перестали любить землю так, как раньше. В-третьих, предприимчивость уже не была нужна, главное — приспособленчество. Все это мы до сих пор чувствуем на себе. То есть говорим в первую очередь о психологических последствиях. Их трудно точно измерить, но они есть.
Как оцениваете отношение президента Виктора Януковича к Голодомору?
— Он, в сущности, и не знает, что этот Голодомор значит, поэтому и не переживает. Однажды я была на телевидении, и Янукович говорил, что голода нет и не было. Во время перерыва спросила у него: "Неужели из ваших никто не пострадал?" Отвечает: "Пострадали". И начал перечислять. От удивления я не знала, что ответить: на публику говорит одно, а мне другое. Советская привычка лицемерить — это тоже следствие Голодомора.
Комментарии